Что такое воспитание и с чем его «едят»
Воспитание с обучением вместе составляют сложную науку – педагогику. Эти два компонента тесно связаны между собой, задачи одного часто достигаются посредством другого, и направленность у них единая – человек. Теме воспитания посвящены многие научные работы. Мы же, обычные родители, простыми словами, попробуем определить, что же такое воспитание и с чем его «едят».
Обобщив несколько определений, можно утверждать, что воспитание есть:
- воздействие на духовное, умственное и физическое развитие детей;
- целенаправленное развитие человека;
- формирование морального облика;
- систематическое формирование личности;
- привитие правил поведения;
- освоение культуры, ценностей и норм общества;
- результат воспитательной работы;
- воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы, детских дошкольных учреждений, молодежных организаций, общественности.
Цели воспитания
Воспитание, как и любая другая деятельность, предваряется постановкой цели. Это помогает определить желаемый результат и пути его достижения.
Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания. Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей. Чаще всего это так называемый социальный заказ: подготовка нового поколения к выполнению определенных общественных функций. Индивидуальная цель подразумевает воспитание отдельного человека: каждый уникален и неповторим и имеет свою линию развития. Совмещение общих и индивидуальных целей – к этому стремится современная педагогика.
Основной целью современного воспитания становится формирование всесторонней и гармонично развитой личности.
Цель воспитания несколько абстрактна, поэтому ее принято конкретизировать с помощью задач. Получается, что цель – это система конкретных задач.
Задачи воспитания
Итак, важнейшие задачи воспитания:
- выявление склонностей и дарований ребенка;
- развитие в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями;
- формирование общей культуры личности;
- адаптация к жизни в обществе;
- самоопределение личности;
- создание условий для самореализации;
- овладение общечеловеческими нравственными ценностями;
- формирование активной гражданской позиции.
- развитие активности в решении трудовых, практических задач
- развитие творческого отношения к выполнению обязанностей;
- обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в коллективе
Задачи могут совпадать с направлениями воспитания.
Виды и направления воспитания
По содержанию выделяют следующие виды, или направления воспитания:
- Умственное (развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию
себя и мира, в раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим);
- Физическое воспитание (укрепление здоровья, воспитание духа);
- Трудовое воспитание (формирование трудовых навыков, любви к труду, накопление профессионального опыта);
- Политехническое воспитание (готовит к выбору профессии);
- Нравственное воспитание (формирует нравственные понятия, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества);
- Эстетическое воспитание (развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников);
- Идейно-политическое воспитание (формирование гражданственности и патриотизма);
- Экологическое (формирование бережного отношения к природе и ресурсам);
- Правовое, экономическое.
Основные виды воспитания по институциональному критерию: семейное и общественное (религиозное, дошкольное, школьное, внешкольное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.
По стилю взаимоотношений выделяют демократическое , авторитарное, либеральное и попустительское воспитание. Подробнее о стилях воспитания читайте в статье «Стили семейного воспитания и не только».
Методы и средства воспитания
Проще говоря, методы – это способы решения воспитательных задач (убеждение, упражнения, поощрение, наказание, пример).
Средствами воспитания называют конкретные объекты окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения искусства, явления и др.).
Понятия цели, метода и средств в педагогике тесно связаны между собой. Средства выбирают для реализации воспитательных целей. Выбор средств определяется методом воспитания.
Приемы воспитания
Приемы воспитания – составная часть методов воспитания. Это действия, направленные на изменение взглядов, мотивов и поведения ребенка. В основном, приемы активно используются педагогами в группах, классах. Родители могут применять их интуитивно, сами того не подозревая. Это могут быть игры, беседы, занятия, различные формы деятельности:
- прием «Эстафета» (организация взаимодействия детей);
- «Взаимопомощь» (от помощи детей друг другу зависит успех общего дела);
- «Акцент на лучшее» (в разговоре с детьми взрослый подчеркивает лучшие черты каждого из них с опорой на конкретные факты);
- «Ломка стереотипов» (например, рассуждение о том, что мнение большинства не всегда правильно);
- «Истории о себе» (больше информации друг о друге –крепче взаимопонимание. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль);
- «Ролевая маска» (детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица);
- «Прогнозирование развития ситуации» (дети высказывают предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация) и другие.
В ходе воспитательного процесса обычно используется бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы.
Принципы воспитания
Принципы воспитания — это общие требования к методам, содержанию и организации воспитательного процесса:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Участники процесса воспитания
Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:
- Преподаватели, тренеры, руководители. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и результат.
- Воспитанник, который может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит успех воспитательной деятельности.
- Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена. При этом его влияние может быть как позитивным, так и негативным. Коллектив тоже является объектом воспитания со стороны преподавателей.
- Социальная макросреда, в которой существуют люди, коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания. В том числе, семья, в которой растет ребенок. Великий педагог А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди». Воспитание начинается в семье.
Прав Макаренко, и нам, родителям в полной мере нужно осознать, что в жизни ребенка должно присутствовать не только (до)школьное, а еще и семейное воспитание. Печально смотреть иной раз, как родитель предъявляет претензии воспитателю по поводу очередной проделки своего чада, забывая о том, что воспитание ребенка – прежде всего обязанности его самого…
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: