А. С. Макаренко о трудовом воспитании
Педагогика А. С. Макаренко гениальна, прежде всего, тем, что она современна всегда, так как жизненно ориентирована и нацелена на развитие личности в единстве с обществом и природой. Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника. Именно поэтому центральное место в своей педагогической системе Антон Семенович отводил трудовому воспитанию.
Основы трудового воспитания
Великий педагог считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.
Воспитанники А. С. Макаренко обучались в школе и одновременно работали на производстве. Причем практика показала, что школьники с поразительной легкостью способны овладевать любыми производственными и организаторскими навыками. Воспитать чувство соревнования и взаимопомощи в коллективе помогает совместный труд.
В семейном воспитании Антон Семенович советовал даже самым маленьким детям давать поручения, не разовые, а постоянные, рассчитанные на месяцы и годы, чтобы длительное время дети несли ответственность за их выполнение. Так, например, ребята могут накрывать на стол перед обедом, поливать цветы, производить уборку в комнате, следить за чистотой на письменном столе, ухаживать за цветами или обрабатывать какой-то участок семейного огорода. Однако время от времени надо давать непривычные задания, способные захватить своей новизной и поддерживать интерес к труду.
Словом, труд – могучий воспитатель, а также средство всестороннего развития человека.
О чем заставляет задуматься педагогика А. С. Макаренко
Все мы холим и лелеем наших детей, стараемся уберечь, оградить от жизненных трудностей. Мол, наработаются еще… А не сделаем ли мы им этим хуже, вырастив неприспособленными к жизни, не ведающими, на что они способны. Мудрый педагог Макаренко считал, что необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше любви и уважения к ребенку, тем больше и требований к нему.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: