Воспитание добром и добрым словом
А. С. Макаренко писал, что есть два вида влияния воспитателя: непреднамеренное влияние его личности («чистое влияние») и преднамеренное («практическое влияние»), которое представляет собой все виды сознательного воздействия на ребенка.
Непреднамеренное влияние определяется качествами личности самого воспитателя. Поэтому, отмечал А. С. Макаренко, если в личности воспитателя есть существенные недостатки, никакие рецепты не помогут. Тут речь идет о личном примере, который должен быть образцом, достойным подражания. Личный пример в воспитании во многом определяет и успешность всех сознательных воздействий воспитателя — пример должен подкреплять его слова. А если воспитательная работа ведется по принципу «делайте то, что я вам говорю, но не делайте того, что я сам делаю», то ничего хорошего она не даст. И поведение детей, и воспитательная работа с ними должны строиться на основе единства слова и дела. Воспитание детей добром.
Воспитание добром
Добрый пример — лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным. Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой), взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест — заменить поучение. Всему этому родители должны научиться.
Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.
Доброта не исключает требовательности, напротив — предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе: как можно больше уважения человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность — это вера в возможности ребенка. Требовать надо по-доброму, как учит народ: скажи по-человечески, так и зверь поймет. Воспитание ребенка словом.
Воспитание добрым словом
Доброе слово — это верно найденное умное слово, мягкое по форме и, когда надо, настойчивое. Таким словом можно добиться больше, чем криком, нудными нравоучениями, нескончаемыми назиданиями, ибо оно идет, как говорят, «от сердца к сердцу», привлекает своей человечностью, мерой и точностью воздействия.
Только не следует смешивать доброе слово с сюсюканьем; «Наташенька! Миленькая! Сходи, если не трудно, в магазин!» И миленькая Наташенька свое трудовое поручение выполняет в порядке одолжения, как будто хлеб нужен только маме. Дальше — больше: одолжение приходится «оплачивать», хотя бы мороженым… И вот наступает момент, когда Наташенька говорит, что идти за хлебом да и мыть за собой посуду ей некогда…
Если ребенок пошалил или даже напроказил, набедокурил, нужно осудить его поступок, можно даже сказать об этом резко, но нельзя скоропалительно обобщать и переносить характеристику на всего человека: «Вот ты всегда так, ты — плохой!..» Это отбивает охоту исправляться, действовать иначе («Ведь я все равно плохой»), и ребенок опускает руки.
Приемы воздействия словом
Истинное воздействие словом включает в себя и умение «играть». О чем идет речь?
Допустим, вы вообще очень добродушны и крепко любите своего ребенка, а сегодня вдобавок особенно в хорошем настроении; но дома вы узнаете, что сын нашалил. Если сделать выговор «от хорошего настроения», с улыбкой на лице, то лучше уж вовсе не выговаривать. А если все-таки надо сделать выговор, то пусть ваше благодушие останется внутри (притормозите его проявления), а внешне придется показать иное, заставить ребенка почувствовать вину: вы нахмуритесь, посерьезнеете, придадите лицу недовольное выражение и строгим тоном скажете, что сделал он плохо и пусть впредь будет осторожнее. Как видите, назначение такой «игры» — выразить то, что важно для воздействия на ребенка в данный момент.
Верное слово требует владения голосом, умения не шуметь по пустякам. Даже если речь идет о чем-то серьезном, вовсе не обязательно кричать, а можно что-то сказать почти шепотом, но так, чтоб было ясно: вы недовольны, расстроены, обозлены, наконец. Тут не грех поучиться у актеров: горе и недовольство выражаются более тихим тоном и замедленной речью, а радость — повышенным тоном и ускоренной речью. Выговор, если воспитатель «трещит» и тараторит, просто смешон и вместо раскаяния вызывает улыбку.
Очень важны не только тональность речи, но и интонации, создающие подтекст. Так, одно слово «здравствуй» может выражать самые разные отношения: «Здравствуй?» («Что скажешь?»), «Здравствуй!» («Как хорошо, что я тебя вижу!»), «Здравствуй…» («Ладно, посмотрим, как будешь вести себя…»), «Здравствуй» («Все ясно, вопросов нет».) и т. д. А. С. Макаренко говорил, что он умел сказать «здравствуй» с пятьюдесятью оттенками; «да» и «нет» — с пятнадцатью-двадцатью оттенками. И когда научился этому, то уже не боялся, что кто-нибудь из детей не подойдет, не выполнит, не почувствует то, что хотел выразить воспитатель. Где этому учиться? На опыте, своем и других родителей. В известной мере это доступно каждому — наблюдения и опыт, доброта и терпение помогают. И тогда верные педагогические действия соединяются с верным словом.
Примеры воспитания детей добром и добрым словом
…Маленький Сережа не хочет есть сырые яйца, а мама считает, что ему это очень нужно и полезно. Как убедить сына? Криком не возьмешь — получатся одни капризы. Мама крошит в блюдце хлеб, перемешивает его с яйцом, солит… Сын относится подозрительно: опять его хотят заставить? А мать не предлагает. Сын успокаивается. Мать пробует кушанье, говорит, как бы для себя: «Какое вкусное лимпопо!» Сын с удивлением: «Какое лимпопо?» — «Да блюдо с той самой реки, где живет Бармалей!» Это уже кажется интересным. «Хочешь попробовать?» И ложечка была съедена без криков и уговоров, за ней вторая. Вскоре Сережа привык к этому полезному блюду.
Пример №2
…В Колиной семье мама всегда была авторитетом, подросток с ней считался, к ее мнению прислушивался. «Я покрашу волосы!» — вдруг объявил сын. Мать промолчала, и это уже было своеобразным ответом. «Другим можно, а мне нет?! Покрашу — стану блондином!» Мать молча принесла сыну свои туфли на высоких каблуках и пудру. «Зачем это?!» — «А давай уж сразу и до конца становись девчонкой…» Больше на эту тему разговоров не было. Вопрос был исчерпан и снят с «повестки дня».
Точность и уместность слова, верность тона обеспечивают решение многих трудных проблем без «кипения страстей» по каждому поводу. Вот еще один случай из жизни.
Пример №3
…Трудный Витька был грозой жильцов дома. То он стекло разбил, то включил радиолу на такую мощность, что хоть беги, да еще динамик выставил на балкон. Сколько кричали на него —не помогает. А кончилось все просто — и с радиолой, и с гонками на тарахтящем мопеде вокруг дома, и с постройкой гаража для него под окнами у соседей. Вмешался по-рабочему просто и деловито умный человек. Он не призывал «писать куда надо», не шел ругаться и кричать под балкон, а встретился с подростком во дворе и спокойно спросил: «У тебя хороший почерк?» Витька, не отличающийся прилежанием в школе, от неожиданности опешил: «Да не очень.-А что?» «Но так, чтоб разобрать можно было, написать сможешь?» — «Смогу»,— «Так » напиши, пожалуйста, мне расписание, когда ты включаешь радиолу. Ты извини, я не против, но надо знать, когда можно спать ложиться после ночной смены». Динамик с балкона был убран и громкость уменьшена…
И для гаража нашлись нужные слова: «Ты, конечно, строй, но смотри: без разрешения пожарной команды нельзя — велят сломать и оштрафуют за самовольную постройку. Тут ведь определенное расстояние от жилья требуется…» Все было объяснено и сказано убедительно, по-человечески. «Строительство» прекратилось. И гонять на мопеде вокруг дома Витька перестал. Для этого тоже оказалось достаточным нескольких правильно сказанных слов (конечно, не сразу, а в «разрядку», на протяжении определенного времени — в воспитании частить нельзя): «Витя! Правила вождения знаешь? Они теперь строгие, не по проезжей части ездить нельзя. Оштрафуют, А тут еще и дети играют — долго ли до беды?»
Пример №4:
Шестиклассники готовились «встретить» нового учителя. Не то чтобы они так уж особенно любили прежнего и потому заранее были насторожены; просто хотели сразу узнать, с кем придется иметь дело. А потому предстояла проверка: «знатоки» придумывали вопросы, а двое «трудных» готовились «показать себя». Роли были распределены, звонок прозвенел и в класс вошла… учительница. Ждали почему-то пожилого строгого учителя, а пришла милая женщина с доброй улыбкой и сразу начала рассказывать, да так уверенно, интересно, захватывающе, что все почувствовали: новенькая — опытная, знающая учительница и к тому же добрый, открытый человек. Хитроумные вопросы робко прозвучали в устах смущенных ребят, и после толковых и четких ответов больше никто не сомневался в знаниях «новенькой».
Но это только знания, а выдержка, терпение, умение выйти из трудного положения — справится или раскричится? И хотя класс уже был на стороне учительницы, «трудные» не так доверчивы и так быстро не сдаются. Один демонстративно не стал записывать вместе со всеми и с видом полной независимости оглядывался вокруг.
— А почему ты не пишешь?
— Не буду!
— Почему?
— Не буду!!
— Ладно. Подойди в перемену в учительскую — поговорим.
И нарушитель перестал существовать для нее. Но именно это его и не устраивало, да и перспектива визита в учительскую отнюдь не сулила приятного. Прошло две-три минуты, мальчишка придвинул тетрадь, а еще через короткое время открыл ее и стал писать. Конфликт был исчерпан.
То, что учительница не «набросилась», смутило, но не остановило второго: он вдруг воздел руки вверх и исчез под партой.
Уж тут-то она должна была взорваться! Однако ждал он напрасно — никакого внимания. Что же зря сидит под партой?! Надо заявить о себе: мальчишка стал шевелиться копошиться, постукивать. Безрезультатно! А класс уже был недоволен — это мешало слушать. Мальчишка угомонился, но не вылезал. А через пять минут, как будто невзначай заметив его, учительница сказала: «Ты там сидишь?! Сиди, пожалуйста. Только смотри — запачкаешься и пыли наглотаешься…» И отошла, спокойно продолжая работу с классом. А ведь так сидеть под партой никакого интереса нет! Мальчишка подумал и вылез.
Авторитет учительницы сразу вырос — на ее уроках «трудные» переставали быть трудными. «Мария Харитоновна сказала!» — эти слова вскоре стали звучать для ребят как требование, которое без всяких сомнений должно быть выполнено. А ведь она никогда и голоса не повышала.
В любом конфликте между взрослыми и детьми самое опасное — нарушение духовных связей, взаимного понимания и доверия. Строгостью можно остановить ребенка, но вернуть доверие может только доброта. И здесь доброе слово — наш необходимейший, главный помощник.
Метки: воспитание детей добром, воспитание словом в семье и в школе, приемы воздействия словом, примеры воспитание детей добром и добрым словом.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: