Исследовательская работа «Родство немецкого и английского языков»

Выступление ученицы 11 «Б» класса Праулиной Д. на школьной научно-практической конференции «Наши надежды» 2012 г.

Презентация 

               Тема нашей исследовательской работы «Родство немецкого и английского языков». Мы считаем тему исследования актуальной, так как развитие современного общества требует от людей знания не одного иностранного языка, а двух и более. Только в этом случае человек полноценно участвует в межкультурной коммуникации и может сделать хорошую карьеру.

Изучаемый нами в школе немецкий язык входит в десятку языков мира. Но, как известно, международным языком общения является английский язык. Поэтому школьники, изучающие НЯ, рано  или поздно начинают задумываться о необходимости владения АЯ.

Идея провести исследование появилась у нас, когда на интегрированном уроке ИЯ мы узнали, что каждый последующий изучаемый ИЯ усваивается легче и заметили несомненное сходство лексики немецкого и английского языка. Нам стало интересно узнать, какие языковые явления этих двух языков похожи и почему.

Перед нами появились проблемы: незнание второго ИЯ и отсутствие в учебных пособиях данных о родственных связях данных языков.

Мы поставили перед собой цель: Установить, в чём заключается  сходство немецкого и английского языков и выяснить причину.

Для этого нам пришлось решить следующие задачи:

  • найти и изучить информацию о происхождении этих языков,
  • провести сравнительный анализ некоторых слов,
  • проверить на группе учащихся, действительно ли знание одного ИЯ помогает легче изучить второй ИЯ.

Наша гипотеза: мы предположили, что языки имеют общее происхождение, что предки англичан и немцев принадлежали к одному народу. Мы также предположили, что эти два языка имеют сходства в фонетическом, орфографическом, лексическом и грамматическом аспектах.

Для проверки своего предположения мы применили следующие методы исследования:

  1. Изучение литературы в сети Интернет.
  2. Сравнительный анализ явлений двух языков.
  3. Проведение эксперимента.

Сначала мы выяснили происхождение английского и немецкого языков.

Большинство исследователей полагают, что язык возник около полумиллиона лет назад. В мире насчитывается около 3000 языков.

В 16 веке учёными была создана классификация языков, согласно которой все языки делятся на 7 семей.

Немецкий и английский языки относятся к индоевропейской семье, так же как почти все языки Европы, Ирана, Индии, Америки, Австралии.

Кроме того, согласно теории немецкого языковеда Шлейхера, который придумал генеалогическое дерево индоевропейских языков, немецкий и английский языки относятся к германской группе, западной подгруппе.

Мы выяснили, что немцы и англичане имеют общее происхождение, их предки – племена древних германцев.

В ходе развития истории АЯ включил в себя огромное количество французских, латинских, кельтских и скандинавских заимствований. Основой же немецкого языка остались наречия древнегерманских племён.

Единство НЯ и АЯ доказывает так же закон Гримма, который демонстрирует  первый сдвиг согласных.  Согласно ему к 7 — 9 вв согласные звуки в  некоторой части древних индоевропейских языков заменились другими и выделили эти языки в отдельную группу, называемую  германскими языками.

До 8-го века в верхненемецких диалектах германских языков произошел второй сдвиг согласных. Из этих диалектов и возник современный немецкий язык. А из неизменённых  нижненемецких диалектов образовались английский и голландский языки.

Посмотрите, как были похожи АЯ и НЯ  до этого времени.

старый немецкий вариант: английский немецкий
slapen

Schipp

 

sleep

ship

schlafen

Schiff

Таким образом, стало очевидно, что АЯ и НЯ имеют общие исторические корни и некоторые сходства языковых явлений.

Мы обнаружили схожесть в произнесении и  написании, в лексике и грамматике.

При произнесении присутствуют следующие явления:

— Ударение на первый или корневой слог слова.

— Чтение удвоенной согласной одним звуком: (digging, Lippe).

— Долгота и краткость гласных:  sleep – slip, Lid – Lied.

— Чтение удвоенной гласной буквы  или сочетания гласных долгим гласным звуком.

— Наличие  дифтонгов

Все сходные по произнесению слова можно разделить на 6 групп.

Одинаковые по звучанию.

doctor Doktor

Отличающиеся одним / двумя звуками.

lamp Lampe

Имеющие  аналогичные способы образования.

Monday Montag

Отличающиеся  чтением ударной гласной

name Name

Отличающиеся смещением ударения

Intensive intensiv

Глаголы, оканчивающиеся в АЯ на согласную или непроизносимую гласную и всегда имеющие  окончание   — (e)n  в НЯ

bring bringen

 

По написанию сходные слова можно разделить на:

Одинаковые по написанию

museum Museum

И имеющие незначительные отличия

hello hallo

Похожими являются различные части речи:

Существительные:

Die Familie family семья

Числительные:

sechs six шесть

Прилагательные:

braun brown коричневый

Глаголы:

singen sing петь

По лексической схожести слова немецкого и английского языков можно разбить на несколько групп:

  • германизмы – слова из общего прагерманского языка, когда только происходило формирование языковых обозначений.
hand Hand,
milk Milch
father Vater
Monday Montag
  • американизмыJazz, Jeans, Party, Interview, cool, Computer
  • интернационализмы –заимствования из греческого и латинского, например: music/Musik, police/Polizei или taxi/Taxi.
  • устойчивые выражения – например:

То live a cat and dog lif.,

Wie Hund und Katze sein.

Жить как кошка с собакой.

  • «ложные друзья» — слова, которые пишутся или произносятся похоже, но различаются по смыслу.
der Kollege коллега college университетский

колледж

das Handy

 

мобильный телефон handy доступный; близкий, удобный; полезный; легко управляемый, искусный, ловкий; умелый

Имеется значительное количество общих моментов и в грамматике.

  • Появление умлаута во множественном числе.

foot feet

Kampf —  Kämpfe.

  • Наличие сильных и слабых глаголов

ring, rang, rung,

ringen, rang, gerungen

look, looked, looked,

fragen, fragte, gefragt.

  • Образование родительного падежа путем добавления-s или –es:

man, man’s;

Mann, Mannes.

  • Одинаковый способ образование степеней сравнения

rich, richer, richest,

reich, reicher, reichst.

  • Употребление глаголов haben и have в качестве смысловых, вспомогательных, с модальным значением в сочетании с инфинитивом и частицами. Кроме того, после них употребляется неопределённый артикль.

Выявленные сходства английского и немецкого языков позволили провести эксперимент.

Цель: выяснить,  может ли помочь знание одного ИЯ быстрее изучить второй.

Учащиеся были разделены на 2 группы: изучающие АЯ и НЯ.

1 задание.

Задание: найти в наборе слов на ИЯ слова, соответствующие русскому переводу.

Результат: 100 % учащихся обеих групп смогли точно подобрать перевод слова на незнакомом для них языке.

2 задание.

Задание: Найти среди предложенных пословиц соответствующую на ИЯ.

Результат: Была совершена всего одна ошибка.

Вывод: Учащиеся обеих групп правильно выполнили задания, опираясь на очевидное сходство в написании, произнесении слов в немецком и  английском языке, на знание их лексического значения в изучаемом иностранном языке. А это значит, что слова второго ИЯ, имеющие сходство со словами языка, изучаемого в школе, запомнятся быстрее.

 

Итак, в ходе работы выяснилось, что сходство немецкого и английского языков объясняется тем, что они имеют общее происхождение и принадлежат к индоевропейской семье языков, относятся к германской группе, западной подгруппе, основой которой были наречия племён древних германцев.

Во время сбора информации о языковых явлениях мы на конкретных примерах увидели, что немецкий и английский языки имеют сходство в произнесении, написании слов, в  лексике и в грамматике.

В ходе эксперимента мы убедились в том, что знание одного ИЯ служит хорошей основой для более лёгкого и быстрого изучения второго ИЯ и надеемся, что проделанная работа поможет нам в дальнейшем в освоении английского языка и будет интересна всем, кто захочет последовать нашему примеру.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
© 2024 Учитель немецкого  Войти