Исследовательская работа «Родство немецкого и английского языков»
Выступление ученицы 11 «Б» класса Праулиной Д. на школьной научно-практической конференции «Наши надежды» 2012 г.
Тема нашей исследовательской работы «Родство немецкого и английского языков». Мы считаем тему исследования актуальной, так как развитие современного общества требует от людей знания не одного иностранного языка, а двух и более. Только в этом случае человек полноценно участвует в межкультурной коммуникации и может сделать хорошую карьеру.
Изучаемый нами в школе немецкий язык входит в десятку языков мира. Но, как известно, международным языком общения является английский язык. Поэтому школьники, изучающие НЯ, рано или поздно начинают задумываться о необходимости владения АЯ.
Идея провести исследование появилась у нас, когда на интегрированном уроке ИЯ мы узнали, что каждый последующий изучаемый ИЯ усваивается легче и заметили несомненное сходство лексики немецкого и английского языка. Нам стало интересно узнать, какие языковые явления этих двух языков похожи и почему.
Перед нами появились проблемы: незнание второго ИЯ и отсутствие в учебных пособиях данных о родственных связях данных языков.
Мы поставили перед собой цель: Установить, в чём заключается сходство немецкого и английского языков и выяснить причину.
Для этого нам пришлось решить следующие задачи:
- найти и изучить информацию о происхождении этих языков,
- провести сравнительный анализ некоторых слов,
- проверить на группе учащихся, действительно ли знание одного ИЯ помогает легче изучить второй ИЯ.
Наша гипотеза: мы предположили, что языки имеют общее происхождение, что предки англичан и немцев принадлежали к одному народу. Мы также предположили, что эти два языка имеют сходства в фонетическом, орфографическом, лексическом и грамматическом аспектах.
Для проверки своего предположения мы применили следующие методы исследования:
- Изучение литературы в сети Интернет.
- Сравнительный анализ явлений двух языков.
- Проведение эксперимента.
Сначала мы выяснили происхождение английского и немецкого языков.
Большинство исследователей полагают, что язык возник около полумиллиона лет назад. В мире насчитывается около 3000 языков.
В 16 веке учёными была создана классификация языков, согласно которой все языки делятся на 7 семей.
Немецкий и английский языки относятся к индоевропейской семье, так же как почти все языки Европы, Ирана, Индии, Америки, Австралии.
Кроме того, согласно теории немецкого языковеда Шлейхера, который придумал генеалогическое дерево индоевропейских языков, немецкий и английский языки относятся к германской группе, западной подгруппе.
Мы выяснили, что немцы и англичане имеют общее происхождение, их предки – племена древних германцев.
В ходе развития истории АЯ включил в себя огромное количество французских, латинских, кельтских и скандинавских заимствований. Основой же немецкого языка остались наречия древнегерманских племён.
Единство НЯ и АЯ доказывает так же закон Гримма, который демонстрирует первый сдвиг согласных. Согласно ему к 7 — 9 вв согласные звуки в некоторой части древних индоевропейских языков заменились другими и выделили эти языки в отдельную группу, называемую германскими языками.
До 8-го века в верхненемецких диалектах германских языков произошел второй сдвиг согласных. Из этих диалектов и возник современный немецкий язык. А из неизменённых нижненемецких диалектов образовались английский и голландский языки.
Посмотрите, как были похожи АЯ и НЯ до этого времени.
старый немецкий вариант: | английский | немецкий |
slapen
Schipp
|
sleep
ship |
schlafen
Schiff |
Таким образом, стало очевидно, что АЯ и НЯ имеют общие исторические корни и некоторые сходства языковых явлений.
Мы обнаружили схожесть в произнесении и написании, в лексике и грамматике.
При произнесении присутствуют следующие явления:
— Ударение на первый или корневой слог слова.
— Чтение удвоенной согласной одним звуком: (digging, Lippe).
— Долгота и краткость гласных: sleep – slip, Lid – Lied.
— Чтение удвоенной гласной буквы или сочетания гласных долгим гласным звуком.
— Наличие дифтонгов
Все сходные по произнесению слова можно разделить на 6 групп.
Одинаковые по звучанию.
doctor | Doktor |
Отличающиеся одним / двумя звуками.
lamp | Lampe |
Имеющие аналогичные способы образования.
Monday | Montag |
Отличающиеся чтением ударной гласной
name | Name |
Отличающиеся смещением ударения
Intensive | intensiv |
Глаголы, оканчивающиеся в АЯ на согласную или непроизносимую гласную и всегда имеющие окончание — (e)n в НЯ
bring | bringen |
По написанию сходные слова можно разделить на:
Одинаковые по написанию
museum | Museum |
И имеющие незначительные отличия
hello | hallo |
Похожими являются различные части речи:
Существительные:
Die Familie | family | семья |
Числительные:
sechs | six | шесть |
Прилагательные:
braun | brown | коричневый |
Глаголы:
singen | sing | петь |
По лексической схожести слова немецкого и английского языков можно разбить на несколько групп:
- германизмы – слова из общего прагерманского языка, когда только происходило формирование языковых обозначений.
hand | Hand, |
milk | Milch |
father | Vater |
Monday | Montag |
- американизмы – Jazz, Jeans, Party, Interview, cool, Computer
- интернационализмы –заимствования из греческого и латинского, например: music/Musik, police/Polizei или taxi/Taxi.
- устойчивые выражения – например:
То live a cat and dog lif.,
Wie Hund und Katze sein.
Жить как кошка с собакой.
- «ложные друзья» — слова, которые пишутся или произносятся похоже, но различаются по смыслу.
der Kollege | коллега | college | университетский
колледж |
das Handy
|
мобильный телефон | handy | доступный; близкий, удобный; полезный; легко управляемый, искусный, ловкий; умелый |
Имеется значительное количество общих моментов и в грамматике.
- Появление умлаута во множественном числе.
foot — feet
Kampf — Kämpfe.
- Наличие сильных и слабых глаголов
ring, rang, rung,
ringen, rang, gerungen
look, looked, looked,
fragen, fragte, gefragt.
- Образование родительного падежа путем добавления-s или –es:
man, man’s;
Mann, Mannes.
- Одинаковый способ образование степеней сравнения
rich, richer, richest,
reich, reicher, reichst.
- Употребление глаголов haben и have в качестве смысловых, вспомогательных, с модальным значением в сочетании с инфинитивом и частицами. Кроме того, после них употребляется неопределённый артикль.
Выявленные сходства английского и немецкого языков позволили провести эксперимент.
Цель: выяснить, может ли помочь знание одного ИЯ быстрее изучить второй.
Учащиеся были разделены на 2 группы: изучающие АЯ и НЯ.
1 задание.
Задание: найти в наборе слов на ИЯ слова, соответствующие русскому переводу.
Результат: 100 % учащихся обеих групп смогли точно подобрать перевод слова на незнакомом для них языке.
2 задание.
Задание: Найти среди предложенных пословиц соответствующую на ИЯ.
Результат: Была совершена всего одна ошибка.
Вывод: Учащиеся обеих групп правильно выполнили задания, опираясь на очевидное сходство в написании, произнесении слов в немецком и английском языке, на знание их лексического значения в изучаемом иностранном языке. А это значит, что слова второго ИЯ, имеющие сходство со словами языка, изучаемого в школе, запомнятся быстрее.
Итак, в ходе работы выяснилось, что сходство немецкого и английского языков объясняется тем, что они имеют общее происхождение и принадлежат к индоевропейской семье языков, относятся к германской группе, западной подгруппе, основой которой были наречия племён древних германцев.
Во время сбора информации о языковых явлениях мы на конкретных примерах увидели, что немецкий и английский языки имеют сходство в произнесении, написании слов, в лексике и в грамматике.
В ходе эксперимента мы убедились в том, что знание одного ИЯ служит хорошей основой для более лёгкого и быстрого изучения второго ИЯ и надеемся, что проделанная работа поможет нам в дальнейшем в освоении английского языка и будет интересна всем, кто захочет последовать нашему примеру.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: