Занятия с дошкольником дома
Воспитание и подготовка детей 5-6 лет к школе в полной мере должны быть реализованы в домашних условиях, если ребенок не ходит в детский сад. Взрослым важно знать, как организовать занятия с дошкольниками дома, чтобы избежать трудностей с началом учебного года.
Воспитание трудолюбия в семье
Деятельность детей в возрасте от пяти до шести лет усложняется. Появляются трудовые обязанности. Разумеется, ребенок и раньше помогал взрослым, но эта помощь была эпизодической, случайной. Обязанности в том и состоят, что, независимо от желания, настроения, интереса, ребенок должен регулярно выполнять их. Продумайте, что можно поручить детям: поливать растения, кормить рыбок, домашних животных, накрывать на стол, мыть посуду после ужина, вытирать пыль и т. п.
В первое время порученное дело ребенок выполняет вместе со взрослым, затем, освоившись, самостоятельно, но под наблюдением старших, а позже и без непосредственного контроля (конечно, контроль в той или иной степени нужен всегда, изменяется только его форма). Воспитание трудолюбия в семье.
Многие родители задают вопрос: как быть, если маленькие дети отказываются помогать по хозяйству? Прежде всего, выяснить причину отказа: нет нужных навыков, физически трудно, не хочется что-то делать одному… Возможно, дошкольник нарочно не хочет помогать, чтобы его лишний раз просили, уговаривали. От причин будет зависеть и дальнейшая тактика взрослых. Если все дело в зарождающейся лени, не стоит допускать скидок на возраст: надо, во-первых, объяснить, что все люди имеют обязанности, во-вторых, потребовать, чтобы ребенок обязательно выполнил то, что ему поручено.
Даже если обязанность выполняется с видимой неохотой, не сердитесь на ребенка, а похвалите, отметьте перед другими членами семьи его вклад в общий труд — увидите, в следующий раз то же самое будет выполняться охотнее. Очень любят маленькие дети трудиться рядом со взрослыми — не лишайте их этой радости. И никогда не обещайте награду за выполнение той или иной работы; самая высшая награда для ребенка — сознание, что окружающие довольны результатами его труда.
Очень хорошо, если часть обязанностей дошкольника будет связана с уходом за растениями и животными. Здесь дети на практике получают знания о повадках животных, о том, какие условия нужны растениям для нормального роста и развития. Воспитание трудолюбия в семье.
Игровая деятельность дошкольников
Усложняется игровая деятельность детей. Гораздо большее место, чем прежде, должны занимать настольно-печатные игры. Выполняя правила игр, ребенок учится сравнивать предметы по разным признакам («Подбери пару», «Найди такую же фигуру», «Цвет и форма»), овладевает классификацией («Кому что нужно для работы», «Цветная посуда»). Вводятся и словесные игры («Наоборот», «Что бывает желтого цвета»). Полезно обучать детей игре в шашки.
Умение планировать будущую деятельность — важный элемент умственного развития, а обучаются планированию дети и в игре, и в труде. Например, поручив убрать часть комнаты, спросите: «Что нужно приготовить для работы? С чего начнешь уборку? Что будешь делать потом? Закончив убирать, что нужно сделать?» Занятия с дошкольниками дома.
Изучаем правила поведения
На шестом году ребенок способен усвоить правила поведения в общественных местах, в первую очередь основное, пригодное для любых случаев: «Везде, где находятся люди, веди себя так, чтобы не мешать им, будь вежлив со старшими, проявляй заботу о младших». Это главное правило каждый раз можно уточнить применительно к поведению в парикмахерской, в транспорте, на улице, в поликлинике и т. д. Конечно, вводя новое правило, следует его разъяснить, но позже, в каждом конкретном случае, можно и нужно требовать выполнения правила, не прибегая к разъяснениям. Некоторые взрослые настолько увлекаются объяснениями правил,что на их выполнение у детей не остается ни сил, ни времени.
Вот, например, сценка в автобусе. Сидит мама с пятилетней дочкой, входит пожилая женщина. Мама: «Уступи тете место». Дочка: «Почему?» Мама: «Тетя устала». Дочка: «Я тоже устала». Мама: «Тетя старенькая». Дочка: «Нет, не старенькая, не бабушка». Мама: «Все равно старше тебя, будь умницей, встань». Дочка: «Еще немножко посижу и встану — нам все равно выходить»…
Наблюдения за окружающим миром
Ребенок к пяти годам окреп физически, он довольно самостоятелен, неплохо владеет речью, с каждым днем увеличивается запас его представлений о мире. Можно применять разные методы для того, чтобы дети получили достаточно знаний об окружающем: прогулки, наблюдения, беседы, рассказы взрослых, чтение книг, просмотр телепередач.
Основной источник знаний дошкольника—то, что его окружает. Если ребенок не ходит в детский сад, дать представление об окружающем мире — задача родителей. Расскажите ребенку о своем селе или городе: в честь кого названы некоторые улицы, установлены памятники, чем знаменит город.
В старшем дошкольном возрасте часть знаний дети получают из книг, иллюстраций. Таким путем познакомьте их с жизнью народов нашей страны, со столицей.
Полученные знания и отношение к ним закрепляются, уточняются в изобразительной деятельности. Учите ребенка передавать в лепке, аппликации, рисовании то, что вы с ним наблюдали: весенние ручейки, цветущий сад, строительство нового дома, улицу, на которой вы живете. Можно предлагать рисование с натуры: цветы в вазе, простые по форме игрушки.
Задания, которые взрослый предлагает ребенку, должны быть различными и по целям и по способам выполнения. Чтобы подготовить дошкольника к будущей учебной деятельности, учите детей в зависимости от поставленной цели пользоваться разными способами работы, например, в лепке иногда лепить из отдельных частей, а иногда из целого куска; в рисовании — проводить линии или всей поверхностью ворса кисти или его концом; в аппликации — вырезать каждую часть предмета или сразу весь предмет.
Развитию умения анализировать, обобщать воспринятое способствует конструирование. Ребенок уже научился создавать конструкции по образцу. Теперь можно предлагать создание таких построек, которые должны отвечать определенным требованиям: построить мост, чтобы одновременно могли ехать две машины рядом, построить дом для лисы и зайца так, чтобы лиса не могла обидеть зайца. До начала строительства ребенок планирует его этапы, рассказывает о способах, которые он хочет применить, сам подбирает необходимые детали.
В этом возрасте особое внимание следует уделять культуре речевого общения детей: учить говорить не торопясь, внятно, достаточно громко, но без крика, в доброжелательной форме.
Занятия с дошкольником дома: грамота и математика
На шестом году начинается специальная подготовка детей к обучению в школе (обучение элементам грамоты и математики). Большинство родителей интересуются, с какого возраста можно обучать детей чтению, можно ли учить читать в 3—4 года. При очень большом старании взрослого некоторые дети могут научиться читать до пяти лет, но дается это умение нелегкой ценой: уходит много сил, приходится насильно ограничивать стремление малыша к тем видам деятельности, которые ему свойственны.
После пяти лет дети легче и охотнее преодолевают трудности, возникающие в процессе обучения. Количество ежедневных занятий дошкольника под руководством взрослых можно увеличить до трех (если ребенок не ходит в детский сад).
Каждое занятие длится 20—25 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.
Примерное распределение занятий с дошкольником дома:
(если ребенок не ходит в детский сад)
Понедельник: 1. Развитие речи (сюда входит чтение, рассказывание, разучивание стихотворения, подготовка к обучению грамоте, придумывание рассказов и т. п.).
2. Конструирование. 3. Музыка (сюда входит слушание радио, пение, движение вод музыку, игра на каком-либо инструменте).
Вторник: 1. Математика. 2. Развитие речи. 3. Рисование.
Среда: 1. Развитие речи. 2. Лепка. 3. Музыка.
Четверг: 1. Математика. 2. Развитие речи. 3. Рисование.
Пятница: 1. Развитие речи. 2. Аппликация. 3. Музыка.
Суббота: прогулка (лес, парк, зоопарк), наблюдения в природе и беседа об увиденном.
Не забудьте о ежедневной физкультуре!
Типичная родительская ошибка — стремление как можно быстрее выучить ребенка различать и называть все буквы алфавита. Начинать нужно с иного — с развития фонематического слуха, то есть умения слышать, различать и называть звуки слова в их последовательности. Вначале ребенок учится выделять и называть один звук слова. Ему говорят: «В словах шар, мышь, каша есть один и тот же звук. Какой? Скажи этот звук так, чтобы он был хорошо слышен: шшшар, мышшшь, кашшша. Где находится звук «ш» в слове шар? В слове мышь? В слове каша? Придумай слова, в которых звук «ш» будет находиться в начале, в конце, в середине слова».
Дети охотно придумывают слова с заданным звуком, если это задание дается в форме игры: «На завтрак Коля ел продукты, в названиях которых есть звук «с». Угадай, что он ел?»; «В магазине Оле купили игрушки, в названиях которых есть звук «р». Что ей купили? ». Далее задача усложняется: ребенок называет не один звук в слове, а все звуки по порядку: «В слове «мак» первый звук—«м», второй звук — «а», третий звук — «к». Сначала берутся слова из трех звуков (типа: сом, дом), затем, из четырех (типа: мама, рама), затем из пяти-шести звуков и больше. Покажите ребенку, что от перестановки звуков смысл слова изменяется (кот—ток — кто). С удовольствием будет ребенок произносить знакомые слова в обратном направлении, убеждаясь, что многие из них вообще теряют смысл: шар — раш, дом — мод. Еще один вариант игры — замена одного звука в слове: пар—пир, пир — мир. Все задания подобного типа выполняются в речевой форме, без азбуки.
В процессе занятий с дошкольником дома продолжайте развивать элементарные математические представления детей. Ребенок уже умеет считать до 10, сравнивать две группы предметов и определять большую и меньшую из них. Теперь он должен научиться сравнивать не предметы, а числа, знать, в какой последовательности они находятся в натуральном ряду, уметь выполнять следующие действия и отвечать на вопросы: «Какое число больше? Какое из этих чисел меньше? Какое число находится между 4 и 6? Какое число больше 9? Какое число находится между 2 и 4? Назови все числа до 7! Между какими числами находится число 7? На котором по счету месте находится наш дом, если считать слева? А если считать справа?»
Чтобы ответить на подобные вопросы, вначале ребенок будет выполнять практические действия (брать предметы, отодвигать их в сторону, сравнивать), но к шести годам нужно, чтобы он мог выполнять эти действия и в уме.
Познакомьте ребенка с цифрами от нуля до девяти, но не учите писать их—лучше эти цифры вырезать, вылепить из пластилина, согнуть из проволоки.
Покажите детям, что некоторые предметы можно разделить на равные части. Возьмите листы бумаги разной формы (прямоугольные, квадратные, круглые), покажите, что, согнув бумагу, мы можем разрезать ее по линиям сгиба и получим равные части. Чтобы ребенку было интересно, включите это задание в реальную ситуацию: «Мы купили пирожное (прямоугольник). Нас двое и двое гостей. На сколько частей надо поделить пирожное? » Назовите части, полученные при делении: «Делили на восемь частей. Дай одну часть из восьми! Дай две восьмых части!» При обучении делению на равные части важно, чтобы ребенок усвоил зависимость целое — часть: часть меньше целого, а целое больше части; если сложить все части, опять получим целое.
Развивайте умение детей различать и называть форму окружающих предметов: стол — прямоугольный, яйцо — овальное, блюдце — круглое. флажок — треугольный и т. и.
Метки: занятия с дошкольником дома, если ребенок не ходит в детский сад, игровая деятельность дошкольников, воспитание трудолюбие в семье, наблюдения за окружающим миром.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: