Заикание у школьников
В преодолении заикания у школьников учитель может сделать многое. Накоплено немало фактов, свидетельствующих о том, что под влиянием школьной программы удается не только сгладить тяжесть заикания, но и ликвидировать его вовсе. Но с чего начать?
1. Следует начать, прежде всего, с посещения логопеда. Вместе с ним педагог, исходя из особенностей личности заикающегося, намечает методики преодоления заикания и реализует программу педагогического воздействия. Но и при отсутствии логопеда учитель может оказать существенную помощь.
2. Первый этап работы с заикающимися начинается с изменения отношения к ним. Надо всегда помнить о том, что заикающиеся дети в силу своего состояния нуждаются в щадящем режиме. Полезно детей подбадривать, давать им посильные поручения, создавать спокойное и жизнерадостное настроение, вселять веру в свои силы, поддерживать желание работать над собой. Следует настроить всех учащихся класса на доброжелательное отношение к заикающимся. Надо делать все необходимое, чтобы окружающая среда способствовала нормализации высшей нервной деятельности ребенка.
Особенно большую роль играет личный положительный пример учителя, его доброжелательное и справедливое отношение. К сожалению, в этой части педагоги делают грубые ошибки. Мало того, что они сами их допускают, но и позволяют ученикам подтрунивать над заикающимися, передразнивать их. Нередко дети и родители жалуются на то, что учитель торопит ребенка, отчитывает за всякие погрешности при ответе.
Это приводит к тому, что на занятиях дети становятся малоактивными, замкнутыми, не решаются отвечать по собственной инициативе. Равнодушие, нетактичность учителя, насмешки учеников предрасполагают к конфликтным ситуациям и более серьезным последствиям. Поучителен следующий случай:
«Ученик третьего класса, отвечая на вопросы учителя, стал заикаться на словах со звуком «п», и поэтому слова произносились с «пыхтением». Учитель резко бросил ученику: «Отвечай быстрей, что ты пыхтишь как паровоз?» Класс рассмеялся. А на перемене ребята из класса стали дразнить мальчика: «Паровоз, паровоз!» Ребенок ушел в занятий и дома заявил, что в эту школу он больше не пойдет. Дело кончилось тем, что мальчика пришлось перевести в другую школу».
Атмосфера доброжелательности – это первое требование на пути нормализации речи у заикающихся. Теплый психологический климат должен парить как в школе, так и дома.
3. Далее надо присмотреться к речевым возможностям ребенка, к особенностям его личности. Если у ребенка ярко выраженный негативизм, то работу начинают с воспитательных мер, постепенно переходят к работе над речью. Особенно пристального внимания требуют первоклассники, так как школьная обстановка для них кажется новой и необычной, а как мы уже заметили, в незнакомой обстановке тяжесть заикания усугубляется. На первых порах не следует требовать от ребенка, чтобы он отвечал у доски перед всем классом. Можно ограничиться ответом ученика с места.
Кроме того, с детьми вначале следует общаться на простейших и облегченных формах речи. Этому как раз и способствует обучение грамоте , когда материал дается с постепенным усложнением: учитель рассказывает – ученики повторяют за учителем, отвечают на вопросы, т. е. делают все то, что делают логопеды при преодолении заикания.
4. Методики преодоления заикания у школьников. Заикающиеся школьники легче выражают мысль тогда, когда имеют перед собой конкретную наглядную опору, когда имеют четкое представление о предметах и действиях, о которых предстоит рассказывать. Программа начальных классов располагает достаточными наглядными средствами: азбука, таблицы, картинки, карточки с текстом и др. И заикающимся надо всегда предоставлять возможность опираться при ответе на наглядный материал, рисунки, схемы, чертежи, натуральные предметы, запись на доске и т.д.
Содержание уроков по природоведению, рисованию, труду (не говоря еже о родной речи, о русском языке) является прекрасным дидактическим материалом для облегчения страданий заикающихся. Повторение материала упрочивает правильные речевые навыки, уменьшает трудности при связном высказывании. А принципы от простого к сложному, от конкретного к абстрактному являются ведущими при работе с заикающимися школьниками.
5. Педагоги должны учитывать и другие обстоятельства. Трудности высказывания зависят от формы речи. И учителю необходимо всегда стремиться помочь заикающемуся облегчить высказывание. Существует несколько приемов такой помощи, и самый простой – это повторение за учителем.
Повторение за учителем, с одной стороны придает силу и уверенность заикающемуся ученику, а с другой – подготавливает его речевые навыки для перехода к овладению более сложными формами речи, например, к ответам на вопросы. От заикающегося ученика с целью проверки знаний не обязательно требовать связного рассказа, ответа. Вопросно-ответная форма очень хорошо помогает заикающемуся правильно выразить свою мысль. И здесь желательно, чтобы ученик, отвечая на вопрос, использовал подходящий наглядный материал.
Требовать от учеников связного рассказа можно только тогда, когда ученик без запинок отвечает на вопросы учителя, т . е. по мере овладения вопросно-ответной формой речи.
Постепенное освоение все усложняющихся форм речи, ежедневные речевые тренировки в конце концов избавляют детей от судорожности речевого аппарата и делают речь более плавной и ритмичной. Этому также способствуют разучивания стихотворений, чтение рассказов по ролям, драматизированные игры.
С помощью таких приемов можно добиться значительных успехов не только в улучшении речи ребенка, но и в улучшении его успеваемости.
6. Заметно облегчает тяжесть заикания у школьников ручной труд и рисование. Говоря о ручной деятельности, мы имеем ввиду изготовление простых поделок из бумаги, картона, лепку из пластилина. Проговаривая все операции в процессе изготовления поделки, ребенок вырабатывает навык в правильном произнесении слов, словосочетаний и целых оборотов. Это обстоятельство позволило Н. А. Чевелевой, кандидату педагогических наук и логопеду, разработать эффективную методику, целую систему преодоления заикания в процессе ручного труда. В процессе изготовления поделок у детей развивают речь с наиболее элементарных форм (ситуативных) до контекстных, обобщенных. «Оречевляя» все операции поделки, опираясь на конкретные действия, ребенок легко переходит от конкретных высказываний к абстрактным, развивает, таким образом, способность последовательного изложения мысли.
7. Методика использования программного материала для преодоления заикания содержательно представлена Ф. И. Масандиловой в методических рекомендациях по планированию занятий с заикающимися учениками начальных классов (М., 1973).
Вот как автор предлагает использовать тему «Геометрические фигуры» с заикающимися учениками 2-3 класса:
На доске нарисованы прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. Учитель спрашивает, как называются эти фигуры. Дети называют. Затем педагог раздает листы бумаги и предлагает определить их форму, количество сторон. Ученики отвечают.
Учитель: «Какие стороны равны между собой?»
Ученики: «Верхние и нижние стороны равны. Боковые стороны одинаковые»
Учитель: «Что нужно сделать, чтобы из прямоугольника получился квадрат?»
Ученики: «Надо сделать боковые стороны покороче»
Учитель: «Что ты делаешь? Как ты загибаешь бумагу?»
Ученик: «Я загибаю бумагу. Я сгибаю бумагу пополам»
И так, на протяжении всего периода изготовления поделки заикающиеся дети сопровождают речью то, что они делают или намереваются делать. Аналогичную форму работы с детьми можно проводить на любом из предметных уроков. Здесь от учителя требуется умение четко задать вопрос, умение сделать урок занимательным, интересным.
Такая система занятий несет в себе много эффективных сторон, и элементы ее должны использоваться учителями при работе с заикающимися школьниками.
Заикание перевоспитывается медленно. От учителей, родителей требуется максимум терпения, организованности, деловитости, а порой и изобретательности для того, чтобы увлечь ребенка занятиями, выработать у него стремление к самостоятельной работе над речью.
Заикание – недуг устранимый. И в этом большая роль принадлежит учителю. Если в результате внимательного отношения к ребенку и кропотливых занятий с ним удается облегчить тяжесть состояния ребенка, то педагог получит громадное удовлетворение от проделанной работы, а заикающиеся дети и их родители навсегда сохранят благодарность.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: