Характеристика подросткового возраста
Эмоциональная сфера школьника представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется в процессе роста и развития ребенка, «узнавания» им жизни, усложнения его связей с людьми, с окружающей средой, с обществом в целом.
Всякий школьник прошел определенный жизненный путь. У него уже есть какие-то относительно устойчивые черты личности, установки по отношению к людям, сформировалось отношение к требованиям школы, общественности и т. д. И все это становится той почвой, на которую падают воздействия, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик.
Педагогу необходимо знать, как реагирует школьник на определенные воздействия: на ласку, поощрение, плохую отметку, насмешки товарищей, на отношение к нему родителей, на книги, кинофильмы, на общественные поручения и т. д. Лишь тогда педагог получит довольно полное представление о личности ученика.
Учителя нередко сталкиваются с фактами срывов в поведении того или иного ученика. Бывает, что ученика словно подменили, изменяется его поведение: прежде спокойный, он вступает в конфликт с товарищами по классу, становится резким, несдержанным, может надерзить педагогу, начинает по-иному относиться к учению. За всем этим лежат определенные изменения в эмоциональней сфере ребенка.
Многих учителей беспокоит, почему у некоторых школьников наблюдается равнодушие там, где они должны проявлять эмоциональную отзывчивость, определенное эмоциональное отношение. Например, во время демонстрации фильма, когда зрительный зал буквально замирает от волнения из-за нарастающей напряженности событий, некоторые подростки начинают хохотать, выкрикивать иронические замечания.
Видимо, что-то было упущено в эмоциональном развитии детей, если могла возникнуть такая несоответствующая реакция.
Таких фактов, свидетельствующих о недостатках в воспитательной работе, фактов очень различных, касающихся как отдельных ребят, так и целых групп школьников, много.
И перед думающим воспитателем возникает тысяча «почему».
Время полового созревания
Для того чтобы находить пути воспитательного воздействия на школьников, учителю надо многое знать об их эмоциональной сфере. В 13-15 лет происходят существенные изменения во внешнем облике, физиологическом развитии, внутреннем мире подростка.
Подростковый возраст обычно называют переходным, чаще же — трудным (для родителей и педагогов), а иногда и критическим возрастом. И то, и другое, и третье название подчеркивает черты, присущие этому возрасту.
Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия. Относительно устойчивое равновесие, сложившееся в предшествующий период развития, оказалось нарушенным от появления в органической жизни подростка такого важного фактора, как половое созревание.
Время полового созревания не является кризисом в жизни растущего человека. Но нельзя отрицать, что в это время на организм ложится дополнительная нагрузка. Поэтому при большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдаем одновременно и повышенную его утомляемость. У подростка возникают новые ощущения, для чего открывается новая область представлений, переживаний, неведомая младшему школьнику. Новые ощущения, повышенный интерес к проблемам пола приводит к тому, что на некоторые явления жизни подросток начинает смотреть иными глазами.
О сложности и противоречивости переживаний подростка писала Крупская: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого старшего человека, к которому он даже хорошо относится».
С возрастом у ребенка развивается умение лучше регулировать проявления своих чувств и управлять их выражением. У детей появляются скрываемые чувства.
Подростки и юноши начинают не просто скрывать, а уже маскировать свое состояние и переживания несоответствующими им формами поведения. Так, грубость может быть не только проявлением невоспитанности, но и парадоксальной формой переживания нежности. Именно потому, что, например, подросток испытал состояние нежности и ему стало стыдно от этого («я же уже взрослый!»), он может проявить грубость.
Весь характер складывающихся отношений со взрослыми (требования к нему, разрешения и запрещения) воспринимается подростком неадекватно его реальным возможностям, его реальному развитию и зрелости. Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, «забегает вперед» по сравнению со своим действительным развитием.
От подростка взрослые требуют умения думать, большей сознательности в поведении и в школе и дома. В то же время они многое запрещают подростку, предъявляют ему различные требования. Действует контроль взрослых и в отношении проведения досуга подростка, отбора читаемых им книг. В связи с этим подросток может испытывать к окружающим (и особенно по отношению к своим близким) неприязненные чувства: недовольство, раздражение, холодность.
У подростка рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно открыть всего себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга. Переживания, связанные с дружбой, у подростка занимают большее место, чем у младшего школьника. При этом очень отчетливо осознается разнйца между просто товарищем и другом, которому все можно доверить, все простить, с которым можно говорить о самом сокровенном.
В подростковые годы, во время полового созревания, возникает особая потребность в общении со сверстниками. Она проявляется в разнообразных формах. Тут и усилившееся стремление к совместной деятельности, совместному проведению досуга.
Интерес к лицам другого пола проявляется и у девочек и у мальчиков подросткового возраста по-разному. У девочек он иногда выражается в завуалированном виде: им нравятся герои кино, они начинают собирать открытки с изображением известных актеров, становятся кокетливыми, не в меру смешливыми. Девочки чаще начинают говорить о мальчиках. У мальчиков-подростков интерес к девочкам проявляется иногда в довольно грубой форме: дернут за платье, придумают прозвище, но чаще в знаках внимания или стеснительности в присутствии девочек.
Следует помнить, что первое чувство влюбленности, симпатии, которое испытывает подросток, принадлежит к числу возвышающих его переживаний, и от взрослых — родителей, педагогов он вправе ждать сочувственного понимания.Бестактность, грубость взрослых не только оставляют глубокую травму в душе подростка (он чувствует себя осмеянным, пристыженным за светлое, чистое переживание), но иногда ведут и к трагическим последствиям.
Встречаются факты неуместных замечаний отдельных учителей по поводу симпатии подростков друг к другу, которые приводят их в замешательство, наносят душевную травму. Нередко подростки зло, безжалостно смеются над товарищем, проявляющим внимание к девочке. Воспитатель может и должен изменить такое отношение.
Эмоционально-волевое развитие подростка
Существенной особенностью эмциональной жизни подростка является то, что его эмоции и чувства противоречивы; часто чередуются, сменяют друг друга положительные и отрицательные эмоциональные состояния. В связи с этим меняется и общее душевное состояние и настроение подростка.
Посмотрите, как ведут себя подростки, особенно когда они вместе, и вы увидите, что они оживлены, жестикулируют; их мимику, движения, интонации речи характеризует мажорный тон. И в школе на переменах подростки достаточно (а иногда чрезмерно) подвижны, много смеются, любят пошуметь.
Можно подумать, что это доминирующий эмоциональный настрой подростка. На самом деле это не так. У подростка нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда бОльшая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.
Подросток очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают качества его ума, способности, внешний вид. Он может болезненно переживать замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может вызвать у подростка аффектную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.
Подросток может скрывать такие чувства, которые сами по себе не являются плохими, но в среде сверстников вызывают неодобрительное отношение. Так, подросток скрывает, опасаясь насмешек товарищей, свою нежность или грусть при расставании с родителями, если это происходит на глазах у других ребят. Он с болезненным страхом может скрывать проявления симпатии, влюбленности.
Как правило, для подростков характерны положительные социальные побуждения, благожелательность к людям, сочувствие горю, несчастью. Именно такими, часто «подспудными», противоречащими внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время аварии, пожара, когда кто-то тонет и т. д.
Вместе с тем подросток может испытывать «наплыв» асоциальных чувств, которые становятся мотивами отдельных его действий. Когда он очень расстроен, начинает говорить грубости и, если возможно, драться. Эта злоба может захватывать настолько, что хочется вылить ее на других людях. После подросток, как правило, жалеет об этом и раскаивается».
Нет сомнения в том, что перед нами действительно возраст, трудный для педагогов и родителей. В связи с этим возникает проблема «правильного тона» взрослых по отношению к подросткам. Резкий тон нашей речи иногда может привести подростка к аффективной вспышке, взрыву.
Существует взгляд, что чем безболезненнее, спокойнее проходит процесс формирования нравственных чувств подростка, юноши, тем лучше. Но такое мнение обходит сущность процесса формирования нравственных чувств. То, что осваивается человеком бездумно, без «задевания» существенных сторон личности, может при неожиданной ситуации, требующей мобилизации нравственных сил человека, оказаться просто недейственным.
Однако речь идет не о том, что воспитатель должен стремиться создавать в растущем человеке выдуманные конфликты, не о том, чтобы школьник усиленно занимался самоанализом. Речь идет о другом. Всякий человек имеет желание и побуждения самого различного характера. Но он должен не только разбираться в их нравственной ценности (или неценности), но и найти силы подавить их, изжить в себе то, что представляется ему аморальным. А это предполагает внутреннюю борьбу во имя лучшего в себе самом.
Такова картина эмоциональной жизни подростка (мы коснулись лишь некоторых ее сторон). Эта картина становится несколько иной, когда мы встречаемся со старшим школьником, вступившим в период ранней юности.
По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: