Воспитание у детей самоуважения и уверенности в себе
Сознательная воспитательная деятельность преследует свои цели. Что мы хотим заложить в фундамент будущей личности, какие хотим развить и воспитать свойства характера, убеждения — вот вопросы, которые с момента рождения ребенка не могут не возникнуть перед родителями. Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство самоуважения и уверенность в себе — об этом пойдет речь в статье.
Зачем воспитывать у детей самоуважение и уверенность в себе?
Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов своей жизни научается воспринимать окружающих, проявляемое к нему отношение, самого себя. Хотя бы очень схематично давайте посмотрим, что с ним происходит…
От окружающих его людей малыш узнает, как его зовут, мальчик он или девочка, в каком живет городе или селе, кто его родители, как их зовут. Но этого мало. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.
Но и это еще не все. Самое главное возникает как определенный результат всех этих усваиваемых знаний, всех день ото дня расширяющихся отношений ребенка с окружающим миром: со временем ребенок начинает понимать, кто он такой среди людей. У него появляется взгляд на самого себя, формируется самооценка, определенная бытующими в его среде представлениями о хорошем и плохом, складывается внутренний регулятор «можно — нельзя».
Цели воспитания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого себя. Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он — человек, со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чувство — чувство самоуважения, осознание своего человеческого достоинства, без которого по-настоящему нет человека, нет гражданина, нет личности.
Обычно ребенка приучают к каким-то видам деятельности, формам поведения. Приучают к трудолюбию, исполнительности, аккуратности, дисциплинированности, и каждое из этих очень важных и жизненно необходимых качеств воспитывается как бы «для себя». При этом не всегда эти воспитательные действия соотносятся с общей целью формирования личности ребенка.
Случается, что родители, желая добиться от ребенка аккуратности, прибегают к наказаниям, иногда даже физическим. И добившись, что ребенок перестанет сорить или начнет убирать за собой, они порой наносят огромный урон его нравственности, его представлениям об идеальных отношениях между людьми, об отношениях детей и родителей. Ребенок в таких случаях, подчиняясь силе, приходит к выводу, что именно сила — самый весомый аргумент во взаимоотношениях, а воспитание — это набор требований, категорических приказов, угроз и наказаний.
Если речь идет о конкретных навыках, о той же аккуратности, то при настоятельных усилиях в конце концов мы воспитаем эту полезную привычку. В более серьезных жизненных случаях, где привычка не может быть так просто воспитана, боязнь наказания может привести ребенка к вынужденной лжи и притворству, к лицемерию и приспособленчеству. Вынужденный терпеть унизительные наказания, вывертываться и притворяться, ребенок не может не чувствовать себя плохо, не может уважать себя — его самооценка снижается.
Подлинное нравственное становление личности обеспечивается воспитанным чувством самоуважения и достоинства. Выдающийся педагог А. С. Макаренко считал показателем воспитанности человека его отношение к самому себе. Самоуважение, сверенное с основными коллективными ценностями и обусловленное ими, не позволит человеку ловчить и подличать, лицемерить и обманывать, быть жестоким и бесстыдным, выполняющим или не выполняющим требования морали только из собственного корыстного расчета. Человек с высоким чувством личного достоинства уважает себя и не позволит себя оскорбить, но он уважает и каждого другого человека и не позволит себе оскорбить, унизить его.
Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство самоуважения, человеческого достоинства? Как научить ребенка не терять личного достоинства, ощущать себя человеком при любых обстоятельствах?
Принципы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе
Карл Маркс утверждал, что человек познает себя, смотрясь в другого человека. Смотреться в другого человеку — значит видеть проявлявмое этим человеком к тебе отношение. Ребенок познает себя, ощущая отношение к нему родителей. Зная об этом, они должны постоянно проявлять уважение к личности ребенка. К тому, что уже есть и чего еще нет, но что обязательно будет.
Буквально с первых дней жизни ребенку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позволяет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» — уважение к будущему человеку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Макаренко, с первых дней взрослые авансируют маленького человека уважением. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.
При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются акценты в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства.
Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целостной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества. Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конечно, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь личное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка. Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…
Как бывает огорчительно и неприятно, когда порой взрослые не уважением авансируют ребенка, а «навешивают» ему различные ярлыки, смысла которых по-настоящему малыш даже не понимает, но очень хорошо ощущает — его бранят, обижают, ему не доверяют. Ведь кощунственно звучат по отношению к трех-четырехлетним малышам клички «обманщик», «хитрюга», а иногда и похуже — «хулиган» и «бандит». И не случайно Лев Николаевич Толстой считал даже физическое (тоже недопустимое) наказание менее страшным, чем словесное оскорбление ребенка.
Приемы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе
1. Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.
2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».
3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.
5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.
6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.
7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…
8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом — дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.
9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.
10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.
11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.
12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.
13. Самое важное — это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.
Есть такая песня «Называют меня некрасивою». В ней поэт очень точно подметил важность того, о чем у нас идет речь. Человек считает себя таким, каким считают его люди. Жила хорошая, добрая девушка, искренне и абсолютно убежденная в своей некрасивости — такой ее считали все окружающие. Посмотрел на нее влюбленный парень и восхищенно сказал, как она красива. И случилось чудо — она вдруг увидела себя его глазами и почувствовала, что красива.
Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет правильно жить и благородно поступать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или наградят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном контроле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.
Повторяю: непросто с первых лет жизни ребенка строить с ним отношения на равных, проявлять на каждом шагу уважение, внимание и тактичность, но отдача так велика, что затраченные родителями усилия окупятся сторицей. Впрочем, слово «отдача» здесь кажется слишком будничным и приземленным — речь ведь идет о счастье наших детей, а значит и о нашем счастье.
Метки: воспитание самоуважения, воспитание уверенности в себе у детей, формирование уверенной личности.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: