Воспитание правильной речи у дошкольников
Велико значение семьи в воспитании правильной речи у детей. С самых ранних лет именно влияние взрослых определяет правильность, точность, выразительность речи малыша.
Как бы ни были заняты родители, всегда надо найти время, чтобы побеседовать с ребенком. Каждая минута общения со взрослыми чему-то учит малыша, развивает его, воздействует на его чувства и сознание.
Совместная деятельность детей и взрослых — игры, чтение вслух, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии — не только вызывает эстетические представления, чувства, но и знакомит детей с новыми понятиями, образами, словами, развивает речь.
Однако будущему школьнику недостаточно лишь хорошо развитой речи, дающей ему возможность свободно общаться с окружающими. У него должен быть развит фонематический слух. В школе от ребенка потребуется умение делить слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать последовательность звуков в слове.
Упражнения для правильного развития речи у ребенка
Как и когда же вводить ребенка в мир звучащего слова?
Специально знакомить ребенка со словом следует уже на пятом году жизни, знакомить систематически (не реже двух-трех раз в неделю).
В утренние, дневные, вечерние часы, находясь дома или на прогулке, взрослые в течение пяти — десяти минут играют с ребенком в «слова и звуки». В этих играх дети сопоставляют слова, находят сходные и различные по звуковой окраске, выделяют рифмующиеся слова, определяют, какие это слова (тихие, звонкие, длинные, короткие).
Для игр и упражнений подбирается разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, окружающие предметы быта. Эти наглядные опоры помогают ребенку сосредоточить внимание на слове-названии предмета, подкрепляют интерес к звучанию слова и не дают утомляться.
Воспитание правильной речи у детей. Родителям следует обратить внимание на то, чтобы ребенок сознательно научился употреблять термины «слово» и «звук».
Так, в сказках «Горшок каши», «По щучьему веленью» действия героев зависят от произнесения определенного слова. Художественная форма рассказа или стихотворения (произведения Б. Осеевой, А. Барто «Игра в слова», Б. Заходера «Кит и кот» и др.) помогает понять практическую значимость звучащего слова. Слушая строки из «Айболита» К. Чуковского: «И вперед поскакал Айболит, И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» — ребенок понимает, что если доктор Айболит забудет нужное слово — название места, куда он направляется, то плохо придется больным зверям.
Для правильного развития речи полезно проводить такие упражнения: взрослый, читая художественный текст или загадку, умышленно не договаривает во фразе одно слово, а ребенок, сообразуясь со смыслом, добавляет к сказанному слово. Например:
«Бегать быстро я могу,
Я по улице…»
«Молодчина эта Нина:
Лепит все из…»
Еще одна игра-задание: кто-то из взрослых вспоминает о том, как они отдыхали летом (у моря, у реки, в лесу), и предлагает назвать слова, которые бы характеризовали данный объект («Вспомни, какое море?»). Играющие (а в игре могут участвовать и другие члены семьи называют: «теплое», «соленое», «синее», «черное», «тихое» и т. д. Можно порассуждать вслух о том. как понять слова «бурное море»; когда о море можно сказать, что оно «прозрачное», а когда «пенистое» и т. п. Непременно дайте возможность и малышу высказать свое мнение, не забудьте похвалить его, если он отвечает правильно, метко и точно; но найдите возможность и тактично поправить его, если он какие-то слова произносит неверно, нечетко, уточните смысл отдельных слов и выражений («Как ты это понимаешь?», «А как об этом можно сказать по-другому?»).
Так же проводится и словарное упражнение на подбор глаголов к существительному, слов-действий. На вопрос взрослого «Что делает котенок? » ребенок может ответить: «Мурлычет, мяукает, прыгает, царапается, лакает, спит, кувыркается, играет, умывается» и т. п. Очень хорошо, если этому будут предшествовать наблюдения за «объектом разговора».
Упражнения для правильного развития речи у ребенка. Во время прогулок родители, беседуя с ребенком о погоде, могут незаметно для него обогатить eго речь наречиями, которые, к примеру, описывают состояние погоды: холодно, ветрено, дождливо, тепло, сыро, туманно, прохладно, жарко, солнечно и т.д.
Очень полезны упражнения, в которых ребенку приходится творчески подыскивать самое удачное слово-название к рассматриваемой картинке, игрушке, придумывать заглавие из одного слова к отрывку читаемой книги или сказки. Возьмите какую-то любимую ребенком книжку с картинками, скажем,«Три медведя». Она и будет материалом упражнений для развития речи ребенка:
— Узнаешь, кто нарисован на этой картинке?
— Да, медведи из сказки «Три медведя».
— Это медвежья семья: мишка-папа, мишка -мама и мишка-сынок. Три мишки. Посмотри и скажи, этот мишка какой?
— Большой.
— А этот?
— Поменьше.
— А сынок?
— Совсем маленький.
— А назовем-ка каждого мишку по-своему. Ведь они разные, а мы и одного, и второго, и третьего называем одним и тем же словом: мишка. Подберем сначала слова для маленького мишки, такие слова, по которым можно было бы сразу догадаться, что он маленький.
— Мишенька.
— Ммиишшееннькаа. Ласковое слово и звучит приятно. Повтори теперь ты. А как еще можно назвать маленького мишку?
— Мишутка.
— Хорошее слово. Слышишь, как оно звучит? Ммиишшууткаа. А какими еще словами можно назвать маленького мишку?
— Медвежонок. Малышка. Сынок.
— Теперь будет понятно: Мишенька, Мишутка, медвежонок, малышка, сынок — мы говорим о маленьком мишке. Какими словами можно назвать самого большого мишку-папу?
— Медведь.
— А еще?
— Медведище.
— А это слово уже звучит по-другому. Послушай: ммеедввеедиищщее. Повтори так же. Можно сказать про него сразу два слова: медведюшка-батюшка. А как еще можно его назвать?
— Михайло, косолапый, Топтыгин.
— Теперь будем говорить о мишке-маме. Как ее зовут?
— Медведица.
— Хорошо. А по другому?
— Медведица-мама.
— А можно сказать и такие слова: медведица-матушка.
— А еще—Настасья Петровна.
— Видишь, для каждого мишки можно найти разные слова, по-своему назвать каждого из них.
Важно предлагать детям упражнения, которые заставляют размышлять по поводу увиденного и услышанного:
«Ты кто?» (Ребенок отвечает: сын, дочь, ребенок, человек, мальчик, Саша, девочка, сестра, брат, внучка, шалун, дошкольник).
«Вспомни, что умеет человек?» (Работать, радоваться, шить.)
«Про что и про кого можно сказать «высокий»?» (Человек, дом, стол.)
«Каким другим словом можно заменить слово «дом»? (Строение, здание.)
«Придумай название этой картинке— самое лучшее, самое удачное, правильное. Можно из одного, двух, трех слов».
«Какое новое слово может получиться от слова «рыба»? (Рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбаки, рыбачить.)
«Что можно сказать про листья, когда их колышет ветер?» (Они шелестят, шепчутся, шумят, качаются, трепещут, шевелятся, шуршат, кружатся, перешептываются.)
«Придумай название сказки (отрывка из книги), состоящее из одного слова (двух, трех слов)».
Если вашему ребенку уже исполнилось пять или шесть лет, то ему можно предложить задания, рассчитанные на усвоение слогового анализа слов (назвать слова, состоящие из двух частей: «ма-лыш», «сынок», «мед-ведь», «па-па»; из трех частей: «ми-шень-ка», «ми-шут-ка», «Ми-хай-ло»).
Последующие задания дадут возможность закрепить знания ребенка о составе предложения, помочь ему самостоятельно составлять предложения из двух-трех-четырех слов, определять последовательность в них слов, выделять слова из предложения. Она рассчитаны на длительное усвоение, к ним придется обращаться в течение года неоднократно:
«Составь предложение о медвежонке из двух слов. Какое слово первое? Какое второе? Произнеси не спеша слова друг за другом так. как они идут в предложении. Начерти, громко проговаривая слова, черточки на бумаге, чтобы их длина примерно соответствовала длине слова.
Скажи предложение о медвежонке из трех слов. Какое третье слово? Второе?
Нужно сказать длинное предложение, но в нем должны быть слова «медвежонок-несмышленок». Запишем это предложение черточками. А как составить предложение про медведя из трех слов? А еще как иначе?
А можешь составить предложение о медведице из четырех слов?
Придумай сказку со словами «Топтыгин», «Михайло».
А теперь все мы (ты, мама, папа и бабушка) будем придумывать сказку со словами «медведюшка-батюшка» и «мишутка». Самую веселую и интересную из наших сказок мы запишем в книгу «Наши сказки». Эту книгу мы сделаем сами».
Метки: правильное развитие речи у ребенка, упражнения для развития речи ребенка, воспитание правильной речи у детей.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: