Воспитание навыков общественного поведения
С первых дней прихода в школу ребенок начинает жить в большом коллективе. Формирование навыков общественного поведения – составная часть нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Решающее значение здесь имеют сила личного примера родителей и уклад семейной жизни. Практика подтверждает, что правильное поведение детей возможно только в том случае, если родители и все близкие проявляют согласованность, единство взглядов и требований по отношению к ребенку.
Средства воспитания навыков общественного поведения
Как правило, дети старшего дошкольного возраста хотят стать школьниками, их обычно привлекают внешние атрибуты школы. Но вскоре дети, не подготовленные психологически к занятиям в школе, разочаровываются, и у них пропадает интерес к учебе. Вот почему, не запугивая малышей, следует основательно готовить их к тому, что в школе происходит серьёзная деятельность, важная не только для ученика, но и для общества в целом.
- Воспитание навыков общественного поведения следует начинать с бесед о том, как вести себя в школе и дома. Полезно почитать с детьми стихотворение В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», и можно обращаться к нему неоднократно. В беседах дети узнают, как следует приветствовать старших.
- Родители показывают пример вежливости по отношению к соседям и знакомым, наблюдают, как ребенок приветствует старших, и поощряют его за быстрое овладение этим навыком. К семи годам ребенок должен уметь выслушивать взрослых и друзей, не перебивая их. Если у него есть необходимость обратиться к разговаривающим взрослым, то ему следует предварительно попросить не это разрешение. Воспитание предупредительности и умения прийти на помощь людям требует постоянной тренировки и личного примера родителей. Мать возвращается с сыном с прогулки, они пропустили вперед соседку с покупками и, поднимаясь на свой этаж, помогли часть покупок донести. Или другой пример: в сквере бабушка гуляет с внуками и собирается уходить домой. Нужно собирать игрушки. Бабушке тяжело нагнуться, и вот шестилетний ребенок сам быстро собирает игрушки малыша и помогает бабушке отнести их домой.
- Важно приучить ребенка считаться со взрослыми и не мешать им. Дома вечером все занимаются, читают, старшие дети выполняют домашние задания, и дошкольник должен заниматься тихой игрой.
- Научить уважать труд окружающих людей. В квартире идет уборка, моют полы, а ребенку захотелось возить cвой самосвал. Тогда и надо показать ему, сколько труда затрачено на уборку, и убедить его, что нужно подождать, когда подсохнет пол.
- Детский коллектив живет по своим собственным законам, и каждый ребенок должен уметь как повелевать, так и подчиняться требованиям коллектива. Родители, желающие приобщать своих детей к коллективу, часть приглашают домой их друзей, и позволяют им подолгу играть вместе. В игре можно увидеть слабые и сильные стороны характера своих детей. Вежливость, предупредительность, помощь другу, желание поделиться тем, что умеешь и что имеешь, — все это радует родителей. А иногда мать видит, как сын делает только то, что он хочет, с мнением своих друзей не считается, не научил своего друга пользоваться заводной игрушкой и даже спрятал часть игр, много хвастался. Такое поведение сигнализирует об отрицательных чертах характера и о том, что ребенок не имеет правильных навыков общения. После ухода друзей нужно разобрать повеление ребенка в деталях и показать, что было правильным, а что нет. Приглашать ребят важно и в дальнейшем. Это поможет родителям в воспитании навыков общественного поведения.
- Влияние взрослых чрезвычайно велико, но беспрерывные категорические требования могут подавить волю ребенка. Это особенно часто бывает в семьях, где очень строги родители и ребенок в своих поступках не волен, а все время оглядывается на родителей и проверяет, угождает ли он им. Такие взаимоотношения ведут к воспитанию безынициативных и безвольных людей. В школе же эти дети боятся активно участвовать в жизни класса и проявляют равнодушие к тому, что делают другие.
- Неправильное поведение является также результатом чрезвычайно опеки. В дошкольном возрасте ребенок только и слышит: «не ходи», «не делай», — за него самые элементарные задания по самообслуживанию выполняют взрослые. Поэтому в школе эти ребята не могут вместе со всеми учиться в нужном темпе, они все время ждут помощи со стороны.
- К навыкам общественного поведения детей следует отнести умение вести себя в общественных местах: в гостях, в библиотеке, кино и театре.
- Особое внимание родителей должны занять навыки общественного поведения на улице и умение выполнять правила уличного движения. Следует постоянно обращать внимание детей на порядок движения транспорта, назначение светофора и правила перехода улицы. Полезно дома поиграть в правила уличного движения.
А. С. Макаренко о нравственном воспитании
«Воспитание детей, указывал А. С. Макаренко, — важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю… Наши лети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
«Ваше собственное поведение, — утверждал А. С. Макаренко, — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Подготовка ребенка к наиболее ответственному периоду его жизни – поступлению в школу – не военная кампания. Большую ошибку совершают родители, которые начинают усиленно заниматься с детьми перед самым началом учебных занятий. Требуется всесторонняя подготовка их задолго до поступления в школу. Только в тесном контакте родителей, детского сада и школы можно добиться успеха в обучении и воспитании детей.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: