Трудовое воспитание дошкольника
Труд – важнейшее и решающее средство воспитания. В трудовом воспитании детей велика роль семьи, где основой для него является пример родителей. Уклад жизни семьи и личные качества родителей во многом определяют трудовое воспитание детей.
Трудовые поручения
Жизнь ребенка должна быть насыщена разнообразной деятельностью, доступной возрасту. Чувство ответственности старшего дошкольника может быть сформировано в процессе выполнения трудовых поручений. В каждой семье ребенок должен убирать свою постель, вытирать пыль с мебели, помогать накрывать стол к завтраку, поливать цветы, стирать свои мелкие вещи, убирать уголок, содержать игрушки в порядке, чистить свою одежду и обувь. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста выполняют разовые поручения: сшить мешок для тапочек, кукле – платье, пойти в магазин, аптеку.
Ежедневно шестилетний ребенок, готовясь ко сну, умывается, раздевается и складывает одежду, сам готовит себе постель. Уставшему и разбаловавшемуся к вечеру малышу не очень хочется все это делать, да еще в определенной последовательности. Но родителям следует помнить, что так начинается эмоционально-волевая подготовка к учебе. Еще до поступления в школу ребенок должен научиться доводить порученное ему дело до конца. Иначе уже в раннем возрасте у него появится уверенность, что за него все могут сделать другие, а это ведет к безответственности. Родители следят, как ребенок выполняет поручение, и поощряют его за своевременное и хорошее выполнение.
Навыки самообслуживания
Самостоятельность и инициатива потребуются будущему школьнику. Без этого ему будет трудно учиться и тяжело жить в школьном коллективе. Самообслуживание, уборка игрушек после игры, поддержание чистоты и порядка в своем уголке или комнате, содержание в аккуратном состоянии книг и вещей воспитывают у дошкольника трудолюбие и организованность. К сожалению, многие дети, поступая в школу, не обладают этими качествами, так как родители недооценивали воспитательную роль самообслуживания. Потом в школе эти недостатки воспитания сказываются отрицательно. Первоклассник проявляет беспомощность, он не умеет самостоятельно быстро переодеться, завязать шнурки, опаздывает на урок физкультуры, на подготовку к нему тратит много времени. На уроке он не умеет своевременно подготовить учебники, тетради, потом спешит и в письменной работе делает ошибки и т. д. Ребенок нервничает, и это отражается на его успеваемости. Поэтому очень важно приучать ребенка самостоятельно выполнять поручение.
Можно использовать в семье элементы соревнования: кто быстрее оденется, уберет игрушки, приведет в порядок свой детский уголок и т. д.
Трудовое воспитание в игре
Игра для детей – творчество, причем интересное, занимательное, отражающее интересы и наклонности ребенка.
Для приобщения ребенка к труду и развития его умственных способностей следует учить его конструированию из бумаги и строительного материала. Начинать надо со строительства по образцу, а потом можно перейти по заданным условиям.
Задание может быть и таким: построить дом для двух кукол, чтобы в нем было две половины и разные выходы; или построить мост такой длины и ширины, чтобы на нем могли разъехаться две игрушечные машины. По окончании конструирования расспросить детей или понаблюдать, как они готовили и вели стройку, какова последовательность операций. Важно помогать ребенку находить наиболее рациональные приемы в работе, отмечать его удачи, обратить внимание на то, что все это пригодится ему в школе.
Трудом детей необходимо систематически руководить, так как зачастую они пасуют перед небольшими трудностями, и у них теряется интерес к выполнению задания.
Родители должны научить дошкольника выполнять поручения рациональными способами и в определенной последовательности. Например, для того, чтобы сшить кукле платье, сначала следует подобрать ткань, сделать выкройку, наложить на материал, а потом кроить и шить.
Всякое трудовое поручение дети должны выполнять с первого раза и доводить начатое до конца. Добиваясь этого, надо проявлять настойчивость и терпение. Иначе нужной привычки не сформируется, а в дальнейшем у детей не будет умения слушать и выполнять поручения взрослого. Потом в классе трудно будет воспринимать и сохранять в памяти учебное задание, которое учитель, как правило, объясняет один раз.
Нередко отдельные первоклассники не могут вместе с другими выполнять самостоятельные работы, плохо слушают объяснение учителя, теряются при первых трудностях в учении. Как правило, эти дети не приученные в семье к труду и привыкшие к тому, что за них все сделают взрослые.
Вот почему так важно до поступления в школу приучить ребенка к труду, привить умение самостоятельно анализировать выполнение трудовых поручений, учить, как рациональнее их выполнять.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: