СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Выступление Богомоловой А.В., учителя немецкого языка 1 квалификационной категории МОУ Некоузской СОШ, на школьном педагогическом совете, 2017 г.

Методы и приёмы, применяемые на уроках немецкого языка для работы с детьми с ОВЗ

Как уже отмечалось, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. В настоящее время у меня обучается 16  детей с ОВЗ: 13 с ЗПР и 3 ребёнка-инвалида,  это 17 % от общего числа детей. Я имею опыт работы с детьми с ОВЗ как в общеобразовательных классах, так и  в специальных коррекционных классах, а также обучения на дому. Вообще, учителям немецкого языка всегда больше, чем учителям английского приходилось и приходится заниматься с обучающимися с ОВЗ. Поэтому на курсах повышения квалификации у нас постоянно возникают вопросы по методике обучения, по составлению РП. К сожалению, методисты неохотно отвечают нам, поэтому то, что мы применяем на своих уроках, это наши находки или приёмы и «подсмотренные» на уроках учителей по другим предметам.

А ведь по шкале трудности предмет «Иностранный язык» занимает первые строчки наряду с математикой и русским языком.

Чтобы минимизировать трудности, организую систему работы по следующему алгоритму:

  • подбор посильных индивидуальных заданий;
  • разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;
  • конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;
  • совместное выполнение образцов заданий;
  • предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.

При изучении ИЯ дети с ЗПР испытывают большие трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Сложные конструкции и клише учащиеся не могут усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления. Они смогут говорить на другом языке только на уровне своего развития.

Для них характерно возникновение проблем при аудировании, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. С трудом даются даже имитационные упражнения во время фонетической и речевой зарядки, поэтому много повторяем хором, по цепочке до первой ошибки, с мячом. Постоянно приходится придумывать сюжетную основу для таких упражнений, чтобы поддержать интерес (получаем ключ к следующему заданию или подарок, спасаемся от дракона) В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения.

Ведущей задачей учителя иностранного языка, преподающего в инклюзивном классе, является создание ситуации успеха. Начинать нужно с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса положительных результатов и расширению их возможностей.

Здесь помогают игры.

Игра-приветствие «Как дела?». Садимся в круг. Ведущий встает в центр круга и спрашивает кого-то одного: «Wie geht`s?» При ответе “Gut“ меняются местами двое, сидящие слева и справа от отвечающего, при ответе „Schlecht“ – вторые соседи слева и справа, при ответе «soso lala» – все меняются местами. Кто не нашел места, становится ведущим и задает вопросы. Так же можно играть, раздавая карточки, пустые и с сигнальными словами. Данная игра позволяет отработать вопросы и ответы на эти вопросы, а также повысить концентрацию внимания, личную значимость каждого ученика, выступающего в роли ведущего.

Гораздо больше внимания приходится уделять повторению. Важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя  переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию.

В отличие от здоровых детей, дети с ОВЗ нуждаются в большем количестве опор. Если это работа с текстом, в том числе аудиотекстом , то даются предтекстовые упражнения, которые снимают практически все трудности при чтении, а контролирующие упражнения должны помочь обучающимся поверить в себя, в свой успех, мотивировать на дальнейшую работу. Подготовительная работа занимает много времени, часто скучна и однообразна. Поэтому много разрезных карточек на подбор соответствий немецкое-русское слово, предложение, составление словосочетаний…  Дети с удовольствие работают с такими заданиями как индивидуально, так и в парах и всей группой у доски или у стены. Это нравится им гораздо больше, чем даже применение ИКТ, потому что им нужно самим пощупать, попереставлять, а не просто созерцать, как что-то куда-то летит. Также из разрезанных частей составляем логически правильные рассказы, диалоги, аудиотексты. При проверки переместили – и не видно, что была ошибка.

Использую формы работы, задействующие все каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный), то есть мультисенсорный подход в обучении. Это и песни с движениями, и пантомима, сигнальные жестовые обозначения многих слов, изображение слов при чтении стихотворений, и, конечно, наглядность, опоры как на лексический и грамматический материал,  так и для высказываний по темам.

В начальной школе предлагаю задания, связанные с развитием мелкой моторики рук (опознание и называние «написанных на руке, спине» или на ощупь букв, опознавание и называние предметов из мешка, их описание, например, при изучении животных, школьных предметов и т.д.; смастери, нарисуй, вырежи, раскрась; поделки-оригами к праздникам и т.д.). Такие задания благоприятствуют активизации речи, развивают мышление и внимание, координацию движений и наблюдательность, а также двигательную и зрительную память.

На уроках стараюсь чередовать виды речевой деятельности (говорение – письмо, чтение – аудирование), сочетать умственную и двигательную активность.

Например, диктанты на бегу. «Laufdiktat».

Пояснение для ученика:

Ты должен записать текст, который висит на стене, к себе в тетрадь. Прочитай одну строчку два или три раза вслух и запомни. Сядь на свое место и запиши. Если ты все написал, возьми контрольный листок и проверь, правильно ли ты все сделал.

Как ни странно, ученик лучше концентрируется на письме и делает меньше ошибок, нежели если бы он просто сидел за партой.

Игры в кругу, стоя, правая рука лежит на ладошке соседа справа: Хлопая по ладошке соседа слева, последовательно называть немецкие цифры (количественные или порядковые), продолжать начатое предложение с перечислением по любой теме по типу «Снежного кома» и т. д. Учащиеся играют, а учитель проверяет знание лексики, грамматические навыки, умения в аудировании и говорении. Кроме того, тактильный контакт также очень важен для социализации учащихся.

Многие приёмы работы конкретно с языковым материалом, игры заимствуются с немецких сайтов-копилок педагогических идей. Там же беру рабочие листы, разработанные зарубежными коллегами специально для детей, испытывающим трудности в обучении.

Всё вышесказанное возможно применить в работе с детьми специальных коррекционных классов. Сложнее наладить обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Но объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно уменьшается, смещаются акценты в обучении. Поэтому совместить процесс очень трудно. Кроме того, многие дети с нормальным развитием не всегда готовы принять в свой круг общения детей с ОВЗ, нередко демонстрируя свое негативное отношение к ним, возмущаются более лёгкими заданиями для них. Зато в таких классах дети учатся быть более терпимыми, оказывать помощь.

В методической литературе по коррекционной педагогике, часто можно прочитать, что на первое место должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи.

Однако, в настоящее время учителя иностранных языков готовятся к введению обязательного экзамена по предмету. А первыми ОГЭ по ИЯ будут сдавать нынешние 7-классники, в том числе 7г.   Демоверсии ГВЭ-9 и 11, тренировочные сборники по английскому языку есть, по немецкому языку нет ничего.

Работа с детьми с ОВЗ проводится и на уроках, и во внеурочной деятельности. В 2015-2016 учебном году разработала и провела курс внеурочной деятельности «Праздничная канитель» с созданием календаря в качестве продукта проектной деятельности. Программа предусматривала рисование и изготовление поделок, открыток, украшений к праздникам, разыгрывание диалогов, просмотр мультфильмов и исполнение песен на немецком языке. В подготовке и проведении проекта участвовали все учащиеся, но степень и характер их участия были разными: к работе непосредственно с языковым материалом добавлялась работа в качестве оформителя, члена жюри, репортёра и др. Игровые формы работы, занимательные сюжеты текстов, видео- и аудиоматериалы, интерактивный характер учебной деятельности способствуют непроизвольному усвоению языковых явлений и развитию речевых умений в обстановке, максимально приближенной к условиям естественного общения.

 

 

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
© 2024 Учитель немецкого  Войти