Семья, здоровье, спорт!
Учеба в школе требует от детей большого напряжения физических и умственных сил. Это первая большая нагрузка для малыша. Вот почему такое важное значение имеет забота родителей о физическом состоянии ребенка до похода в школу и в первые годы школьной жизни.
Забота о здоровье
Начало учебной деятельности ученика связано с таким возрастом, когда организм и нервная система достигают определенного уровня развития. Однако физическое развитие ребенка находится в состоянии становления: еще не закончено окостенение позвоночника, грудной клетки и тазовой области. Особое внимание надо уделить правильной осанке детей, разумно определить их физическую нагрузку.
Замечено, что у детей первого класса скорее наступает утомляемость и учеба менее продуктивна, если у них имеются хотя бы легкие нарушения зрения, слуха, речи. Многие первоклассники получают оценки ниже своих возможностей только из-за того, что с опозданием выявлены дефекты их физического развития. В период подготовки ребенка к школе должно быть обращено самое серьёзное внимание на проведение логопедической работы.
До поступления детей в школу надо провести обследование состояния их здоровья, речи, памяти, слуха, зрения и нервной системы. Систематический врачебный контроль, закаливание, исправление дефектов речи, зрения и слуха – первоочередная задача родителей.
Режим дня — значение
Одним из важных условий воспитания здоровых, жизнерадостных, дисциплинированных детей, с устойчивыми навыками поведения является правильный режим в семье. Режим укрепляет здоровье, приучает к правильному распределению времени для учебных занятий, игр, отдыха, помогает ребенку ценить свое время и время других людей.
Наблюдение за детьми в первые дни учебы показывают, что одни из них свободно работают на уроке и спокойно выполняют установленные правила школьной жизни, а другие с трудом высиживают за партой даже незначительное время. У некоторых детей отсутствует умение подчиняться указаниям учителя. Им особенно тягостным кажется школьный режим, они с трудом привыкают к новому укладу жизни.
Родителям и воспитателям надо терпеливо и настойчиво приучать детей к обязательному выполнению режима, и тогда для ребенка не составит большого труда соблюдение режима школьного. Режим ребенка зависит от конкретных условий жизни в каждой семье.
Для первоклассников может быть предложен такой примерный режим (к нему надо готовить ребенка еще в дошкольном возрасте).
Режим дня первоклассника
7 час. 30 мин. – зарядка, утренний туалет, уборка постели.
7 час. 50 мин. – завтрак.
8 час. 30 мин. – учебные занятия в школе.
12 час. 30 мин. – пребывание на воздухе.
13 час. 30 мин. – обед.
14 час. 30 мин. – послеобеденный отдых, участие в уборке класса, пребывание на свежем воздухе.
15 час. 30 мин. – выполнение домашних заданий.
16 час. 30 мин. – полдник.
17 час. – вечерняя прогулка, тихие игры, чтение книг.
19 час. – ужин.
19 час. 30 мин. – чтение и другие занятия.
21 час. – сон.
Ребенок дошкольного и раннего школьного возраста отличается большой возбудимостью нервной системы и в течение дня под влиянием разнообразных впечатлений очень устает Нормальный сон – обязательное условие для воспитания здоровой нервной системы и сохранения здоровья ребенка. Поэтому недопустимо позднее просиживание детей за телевизором или включение музыки или радио во время детского сна.
Питание ребенка должно быть четырехразовым и своевременным: завтрак, обед, полдник, ужин.
Зарядка всей семьей
В обязанность родителей входит научить ребенка регулярно заниматься утренней зарядкой. Этот навык должен быть прочно закреплен на всю жизнь. Несложный комплекс физических упражнений выполняется в течение 8-10 минут.
Большое значение имеет пример родителей, которые делают упражнения вместе с ребенком.
Зарядка заканчивается игровыми элементами переходом к водным процедурам. Этот гигиенический навык требует организованности и настойчивости родителей. Навык правильно умываться, регулярно чистить зубы и одеваться к завтраку следует прививать как можно ранбше и довести его до автоматизма. До школы ребенок должен уметь мыть ноги на ночь, самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Родители показывают, в какой последовательности следует выполнять санитарно-гигиенические правила и примитивное самообслуживание. В соблюдении этих санитарно-гигиенических навыков заложены основы организованности и дисциплины.
Подвижные игры
Для физического развития большое значение имеет правильное чередование учебных занятий с подвижными играми. Ребенка шестилетнего возраста желательно научить играть с ребятами или одного в определенном порядке. Нельзя начинать игру и тут же ее по капризу прерывать или беспорядочно переходить от одного занятия к другому.
В свободное время дети склонны к шумной беготне и возне. В это время ребенок нуждается в помощи взрослого для разумной организации его деятельности. Можно научить его бросать и ловить мяч, попадать в цель, прыгать и играть в «ловушки» и «салочки», «перебежки», «горелки», «жмурки». Дети охотно включаются в игры «Кто дальше бросит снежок», «Кто самый меткий», «Не задень», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета». Для физического развития ребенка полезны и такие спортивные игры как, как городки, бадминтон, настольный теннис. Он быстро познает правила игры и правила судейства и активно участвует в соревнованиях.
В зимнее время подвижные игры на воздухе особенно необходимы, они помогают развивать ловкость, координацию движений, легкость ходьбы и бега, равновесие. Эти игры хорошо сочетать со строительством снежных сооружений (снежные валы, туннели, крепости). До школы следует научить ребенка ходить на лыжах, познакомить его с правилами ухода за ними и научить одеваться для лыжной прогулки. К началу школьных занятий лыжи должны быть приобретены.
Организуя подвижные игры и спортивные соревнования, необходимо следить и предотвращать асимметрические нагрузки (ношение тяжестей в одной руке, езда на самокате). Для тетрадей и учебников необходим ранец, ношение которого безвредно для осанки.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: