Режим дня школьника
Что такое режим дня школьника? Это такая организация жизни и деятельности школьника, которая обеспечивает ему наибольшую работоспособность и в то же время наилучшие условия для укрепления его здоровья, физического развития и нравственного совершенствования. Режим предусматривает разумное распределение времени в течение суток на сон, труд, питание, отдых, выполнение гигиенических и укрепляющих процедур.
Пример режима дня для школьника
Составляя режим дня ребенка, обязательно учитывайте его возраст и индивидуальные качества, время школьных занятий и особенности семейного уклада. Данные рекомендации являются примерными:
Сон в режиме дня школьника
Исключительно важен для работоспособности и здоровья ученика нормальный сон:
младший школьник (7—10 лет) должен спать 10—11 часов,
ученик 5—8-го класса (11—14 лет) —9—10 часов,
старший школьник — не менее 8 часов.
Следите, чтобы дети вовремя ложились спать:
поднимаясь в 7.00, младший школьник должен ложиться в 20.30,
подросток — в 21.00 — 21.30,
старший школьник—в 22.00—22.30.
Если школьник поздно ложится, поздно встает, недосыпает, то у него ослабляется внимание и память, повышается нервная возбудимость. Он начинает хуже учиться, чаще «срывается» в своем поведении.
Зарядка, утренняя гимнастика
Важный элемент режима дня — утренняя гимнастика. Она помогает человеку после сна быстрее включиться в активную деятельность, ощутить бодрость, почувствовать прилив творческих сил. Гимнастика необходима и для нормального физического развития. Это целебное действие гимнастики усиливается благодаря закаливающим процедурам — обтиранию или обливанию прохладной водой.
Пример режима питания для школьника
Особое внимание обратите на ритм детского питания. В некоторых семьях дети питаются беспорядочно: уходят в школу не позавтракав, не знают строго определенного времени для обеда и ужина, не дожидаясь их, «хватают куски». Такой беспорядок портит детский аппетит. Расстраивается работа пищеварительных органов. Ребенок начинает худеть и бледнеть, ухудшается его внимание, память, работоспособность.
Режим питания должен быть примерно следующим:
7.30 — 8.00 — завтрак (обязательно с горячим блюдом),
10.30 — второй завтрак (в школе),
13.30 — обед,
16.30 — полдник
и не позднее 19.00 — 19.30 — легкий ужин.
Когда точно выдерживают сроки питания, в организме вырабатывается правильный ритм пищеварения, а это обеспечивает наилучшее усвоение пищи, нормальный рост и укрепление организма.
Продолжительность учебных занятий
При организации учебного труда детей важно воспитывать у них умение работать прилежно, преодолевать трудности, самостоятельно распределять время на все виды занятий и контролировать свою работу. Для этого полезно, в частности, точно фиксировать в режиме дня не только начало занятий, но и окончание их.
Наиболее продуктивные часы приготовления уроков:
для обучающихся в 1-ю смену —с 8.30 до 11.30,
для обучающихся во 2-ю смену — с 15.00 до 18.00.
Продолжительность домашних занятий зависит от того, в каком классе обучается школьник. Согласуйте этот вопрос с классным руководителем.
Чередование: учеба, труд, отдых
Режим благотворно влияет на детей как точным распределением времени, так и разумным чередованием различных видов работы и отдыха. При этом отдых обеспечивается не только сном, прогулками, играми, но и сменой самих форм труда. В этой связи надо подчеркнуть значение физического труда. Некоторые родители считают его помехой учению. Это — глубокое заблуждение. Содержательный физический труд развивает не только мускулы, но н внимание и смекалку, наблюдательность и творческое воображение. Все это — ценнейшие качества, необходимые в учении. В то же время физический труд, особенно на свежем воздухе, — отличный отдых после умственных занятий. Еще великий русский физиолог И. Л. Сеченов указывал, как благотворно влияет на организм чередование умственной и физической работы.
Важно!
Составить режим дня сравнительно нетрудно. Гораздо труднее приучить школьника строго выполнять все требования режима, и так, чтобы это стало прочной привычкой. Между тем лишь при этом условии в полной мере проявится воспитательное и оздоровляющее влияние режима.
Главное здесь — твердость и повседневный контроль со стороны родителей. Вместе с тем надо так организовать дело, чтобы школьник не чувствовал, будто ему что-то навязывают насильственно. Наоборот, постарайтесь возбудить в нем самом интерес и желание подчинить свою жизнь разумному режиму. Это особенно легко достигается, когда у ученика действительно много интересных дел и занятий: уроки, спорт, искусство, домашние обязанности. Он сам начинает ценить и время, и свою работоспособность.
Не менее важно то, какой режим дня в семье в целом. Трудно требовать от ученика соблюдения режима, если сами родители не подают ему примера, если отсутствует разумный порядок в домашней жизни.
Метки: пример режима дня для школьника, режим дня школьника, воспитание примером.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: