Развивающая игра со словами для школьников
Развивающая игра «Словообразователь» поможет детям узнать, как звучит слово, какие бывают звуки, как сочетаются они друг с другом и как один влияет на другой. Игра предназначена для школьников, уже знакомых с буквами, умеющими читать и писать.
Мастерим игру в слова
Для занимательной детской игры со словами необходимо вместе с ребенком смастерить очень простую конструкцию («словообразующую машину»):
На листе плотной бумаги на равном расстоянии друг от друга делаем два ряда параллельно расположенных прорезей одинаковой длины — по четыре в каждом ряду. Получилась панель с четырьмя окошками. Под окошками рисуем «кнопки». Затем нарезаем из ватмана пять лент, ширина которых равняется ширине прорезей.
По очереди вставляя ленты и, двигая их вдоль окошка, сначала на три ленты наносим согласные буквы (С), а затем на две — гласные (Г). При этом можно «нажимать» на кнопки; подавая команды «вверх», «вниз» или «стоп». Лента двигается, останавливаясь по приказу «оператора». Нагляднее изображать гласные и согласные разными цветами: красным — гласные, синим — согласные.
Играем со словами
Первый этап игры: машина «сочиняет» слова из трех букв по схеме С—Г—С.
Задание 1. Согласные одни и те же, гласные меняются: бак — бок — бук — бык, вал — вёл — вол — выл, лес — лис — лыс, мал — мел — мёл — мил — мол — мул — мыл — мял.
Очень интересная игра! Сначала можно произвольно выбирать согласные, а затем систематически перебирать комбинации буквы Б со всеми гласными и согласными по очереди, затем В и так далее.
Занятие 2. Менять только первую согласную: вол — гол — дол — зол — кол — мол — пол — тол, бук — жук — Кук — лук — пук — сук — тук — хук — Чук.
Задание 3. Менять только вторую согласную: маг — МАЗ — мак — мал — мат — мах, тик — Тим — тип — тир — тис — Тит — тиф.
Задание 4. Менять две первые буквы: бак — век — док — жук — люк — пик — рык — тёк.
Задание 5. Менять две последние буквы: пар — пёк — пёс — пим — пол — пуд — пыж.
Задание 6. Менять обе согласные: Буг — дух — жук — зуб — кум — луч — мул — пуд.
Как еще в игре составлять слова?
Последовательно переходим в игре со словами к более сложным схемам:
С—С—Г (кто — что — два — три — зло — тля — ква),
С—Г—Г (шея — соя — Кио — моя — моё — мои — дои),
Г—С—Г (око — еда — имя — юла — ура — иди — иго — яма),
Г—Г—С (уют — аул — аут — иод — аир — ион).
Труднее всего в игре составлять слова по схеме Г—С—С (икс — иск — унт — акт — акр).
По мере освоения игры, можно усложнять задания и составлять слова из четырех букв, каждый раз варьируя схемы. Задания «машине» давайте устно или заведите специальную тетрадь для заданий и ответов «машины».
Придумывайте по каждой схеме имена, названия животных, растений, предметов домашнего обихода и т. п.
Устройте соревнование: кто сумеет подобрать на «Словообразователе» наибольшее количество слов по заданной схеме и на заданную тему.
Во время игры машина «создает» много незнакомых или не совсем понятных ребенку слов. Взрослому следует объяснять их значение, развивая кругозор и словарный запас ребенка.
Развивающая роль игры со словами
Развивающая детская игра «Словообразователь» отлично подойдет для тихого досуга, а также поможет удержать маленького вертуна в постели на время больничного. Учителю игра со словами пригодится на уроках в качестве дидактического материала.
Игра не только учит слышать слово и увеличивать активный словарь, но и помогает развитию способности к обобщению, развивает воображение и изобретательность. И что греха таить, ведь порой и нам очень полезно поиграть вместе с детьми не только для того, чтобы направить игру в определенное русло или проконтролировать правильность выполнения заданий.
Метки: игра для детей со словами, развивающая, интересная, занимательная игра со словами «Словообразователь», игры со словами для школьников, игры для детей составлять слова.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: