Последователи Ушинского: основные идеи
Дидактические взгляды педагога, пронизанные идеей развивающего обучения, оказали решающее влияние на таких выдающихся методистов, как В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, которые стали последователями К. Д. Ушинского.
Бунаков Николай Федорович: труды и взгляды
Н. Ф. Бунаков в своей работе «Родной язык как предмет обучения в начальной школе» пишет, что воспитывающее обучение имеет целью поднять ученика до такого уровня умственного развития, когда он осознает значение знаний, стремится к ним, научается сам их приобретать из природы, из жизни, из книги, приводить их в связь и пользоваться ими, делается способным к самообучению. Движущей силой обучения он считает личный интерес учащегося, его самостоятельный труд под руководством учителя.
В книге «Школьное дело» Н. Ф. Бунаков много внимания уделил формированию понятий у младших школьников , неразрывно связывая его с обогащением и развитием речи ребенка. Выработку верных, точных и полных понятий в известной последовательности Н. A. Бунаков считает основой развития не только мышления, но также внимания, памяти и наблюдательности. Задача обучения – не сообщать готовые понятия, а давать материал для их образования путем самостоятельного труда учащихся.
Вахтеров Василий Порфирьевич: предметное обучение
В. П. Вахтеров в своей знаменитой работе «Предметный метод обучения» требует такой организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах, чтобы дети учились не только думать и чувствовать, но и действовать, проявлять свою самодеятельность. Первые воспитатели ребенка – природа и жизнь.
Выдвигая на первый план «предметное» обучение в противовес исключительно словесному, В. П. Вахтеров доказывает, что такое обучение приучает детей наблюдать и исследовать факты, открывать новые признаки изучаемых явлений, самостоятельно формулировать выводы и делать заключения.
Предметное обучение, утверждает В. П. Вахтеров, — это основа умственного развития детей. Он подробно разрабатывает методику наблюдений, проведения опытов, экскурсий в природу. Предметное обучение Вахтеров не отделяет от словесного, так как нельзя отделить от наблюдение, мышление и речь. Наблюдения и опыт требуют переработки впечатлений и словесного описания результатов. Предметное обучение ставит ученика в положение исследователя, укрепляет веру в свои силы.
Весьма актуальным является для нас сегодня утверждение В. П. Вахтерова, что ребенок развивается не только тогда, когда он читает или слушает учителя, но прежде всего когда он сам действует, т. е. применяет свои знания (в устной и письменной речи, рисует, чертит, делает коллекции, работает на огороде, в саду, ухаживает за цветами и т. д.) Примечательно, что именно В. П. Вахтеров высказал пожелание привлекать детей к изготовлению наглядных пособий.
Из сказанного видно, что К. Д. Ушинский и его последователи стремились разрабатывать методику развития умственных способностей детей в процессе обучения в начальных классах. Многое в их трудах достойно внимания учителя и сегодня. Вполне современно и актуально, например, требование К. Д. Ушинского, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Именно сегодня перед нашей школой стоит задача превратить каждый урок в серьезный труд, полный мысли.
Автор статьи: А. М. Дедюхин, г. Свердловск, журнал «Начальная школа», 1975 год
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: