Педагогическая деятельность Блонского П. П.
Павел Петрович Блонский (1884— 1941) — выдающийся советский педагог и психолог, один из первостроителей советской трудовой школы. Пройдя путь революционного воспитания в годы первой русской революции, Блонский был революционером и в педагогике: он связывал преобразование школы и всей системы воспитания с коренным социальным преобразованием России.
Великий Октябрь ученый встретил радостно и с величайшим энтузиазмом включился в активную работу по созданию новой школы. В эти годы он писал: «В педагогике до сих пор слишком много обывательщины и слишком мало научности. От подавляющего большинства педагогических рассуждений и проектов веет то бессодержательной и туманной риторикой, то безудержным и абстрактным прожектерством, то до крайности беспринципным и неустойчивым «здравым смыслом». Педагогика как социальная наука может только тогда стать наукой, когда она станет пользоваться тем методом, который, единственный, делает всякую общественную науку действительной наукой. Этот метод — марксистский.»
Творческое наследие Блонского педагога богато. Оно включает почти двести работ по педагогике, психологии и философии. Многое в нем не устарело и отвечает на запросы сегодняшнего дня.
Педагог П. П. Блонский о воспитании
Большое место в его творчестве занимали проблемы семейного воспитания.
Блонский беззаветно любил детей. В его работах можно найти много страниц, где он протестует против бездушного, формального отношения к ребенку, когда с ним не считаются, ломают его волю, игнорируют интересы, чувства. Еще в 1918 году он писал, что «школа будущего представляется нам как школа естественного развития человека, как школа, основанная на психологии ребенка». Родители найдут в его сочинениях много полезных советов, тонких наблюдений по самым различным вопросам воспитания детей.
Блонский стоял за общественное воспитание, но высоко оценивал и роль семьи. Очевидно, здесь сказывалось то, что сам он получил хорошее семейное воспитание. В детские годы большое влияние на мальчика оказала его бабушка. Это была образованная, культурная, с сильным характером женщина. Впоследствии, посвящая ее памяти свою книгу «Философия Плотина» (1918), он писал: «Именно ей я считаю себя обязанным основой всего хорошего, что только может быть во мне, и именно ее образ до последних дней моих будет наиболее сильным и отрадным вдохновителем моего лучшего «я».
В семье Блонских преобладал дух труда и ответственности. В мемуарах Павла Петровича мы читаем: «Отец был очень честным человеком, и культ, да — именно культ — честности царил в нашей семье. О ней постоянно говорила и мать.» Естественно, все это влияло на мальчика.
«С твердым сознанием, что я буду жить только на то, что заработаю, я рос и спешил как можно скорее начать зарабатывать. С 14 лет я уже давал уроки.» Здесь же он писал: «Я не мечтал ни о славе, ни о почестях, но я мечтал «недаром прожить».
В суждениях Блонского о проблемах семейного воспитания этот его личный опыт просматривается сквозь призму основных его педагогических идей. Он считал, что нормальная семья — важнейшее условия для правильного воспитания детей. Поэтому «в идеальной семье, где царит сердечность. мир и порядок и где все трудятся, об особых воспитательных мерах можно и не говорить. В такой семье ребенок уже сам по себе развивается нормально: его упражняет в хороших привычках сама семейная жизнь«.
А как быть, если в воспитании возникают трудности? Блонский рекомендовал ряд педагогических мер. Он был против постоянных запрещений и приказаний. По его мнению, «гораздо разумнее вместо беспрестанного стеснительного «нельзя» наводить ребенка на правильный путь, давать ему какое-нибудь рациональное занятие: чаще всего «нельзя» приходится говорить ничего не делающему ребенку…» Он был против и обычая упрекать ребенка, говорить часто о его недостатках; ребенок в этом случае теряет веру в себя, и у него могут совершенно опуститься руки.
В советские годы педагог Блонский П. П. изучал многие вопросы воспитания и обучения. Особый интерес представляют его исследования о возрастных особенностях детей. Здесь у него много ценных суждений об особенностях душевной жизни ребенка, подростка и юноши.
П. П. Блонский о психологии
Блонский не уставал утверждать, что ребенок — не пассивный продукт среды, что нельзя правильно воспитывать детей, не опираясь на их собственную активность. Нужно понять внутренние законы психики ребенка, чтобы сознательно руководить его деятельностью.
Серьезное внимание Блонский уделял вопросам полового воспитания. Особый интерес представляет его солидное исследование «Очерки детской сексуальности» (1935). Говоря о психологии любви, он писал: «Насколько большую роль играет любовь в жизни, настолько малое внимание уделяет ей психологическая наука. От этого страдает и жизнь и наука. В жизни любовь, как мало познанное явление, скорее в качестве стихийной силы владеет человеком, нежели повинуется ему. В науке, мало изучая столь основное переживание, мы тем самым лишаем себя необходимейших материалов для разрешения ряда основных проблем, относящихся к психологии потребностей, влечений, стремлений, чувств, эмоций и т. д.».
Ученый-психолог Блонский подчеркивал, что цели полового воспитания могут быть в полной мере осуществлены лишь при взаимосвязи его с нравственным развитием ребенка. Он отмечал: «половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, должно быть подчинено педагогическим задачам; …не просто информировать, а именно воспитывать… половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением.»
Ценны суждения Блонского о критериях выбора профессии. Отвечая на вопрос, на каком поприще человек более всего полезен, он писал:
«Самоопределяется … человек в действии: чтобы узнать, к чему ты способен, действуй и пробуй, не смущаясь всегда неизбежными первыми неудачами… До дела человек никогда не сможет познать, на что он годен, дело же очень быстро выяснит ему это.»
Мы коснулись очень кратко лишь отдельных сторон богатого теоретического наследия замечательного педагога. Деятельность Павла Петровича Блонского — яркая страница в истории советской школы, педагогики, психологии,
Цитаты из книги П. П. Блонского «Задачи и методы новой народной школы» (1917)
Человек должен быть чутким к человеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимущественно обращен взгляд ребенка.
Говоря о методах познаний: «ребенок только то может хорошо наблюдать, в чем он жизненно заинтересован. Позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни. Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянется в активное участие в окружающей его человеческой жизни…
Только тот знает человека, кто интересуется им, интересуется же им тот, кто живет с ним вместе и любит его.
Учитель не самодержец над чужими детьми. Вместе с рассказами детей об их жизни в семье в школу входит и влияние семьи. Не только ученик узнал школу, но и учитель узнал семью ребенка, а для успеха его работы это необходимо. Семья и школа тесно сливаются. Учитель должен обладать тактом и помнить, что главная задача — ввести ребенка в жизнь нормальной семьи. И пока школа будет оторвана от семьи ребенка, эта семья будет права в своем недоверии или равнодушии к работе школы.
Дорожите цельным впечатлением ребенка, его думою и настроением. Урок — или логическая задача, которую дети сами решают, или рассказ, сердечный и простой, учителя. Рассказ учителя должен быть восстановлен в своих правах. Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях? Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения — самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление.
В школе должно быть побольше ярких, красочных часов. И для того, чтобы увлечь ребенка рассказом (а дети очень любят рассказ), нужно не так много: нужно быть простым и сердечным, самому чувствовать и избегать пышных фраз.
Овейте душу ребенка героизмом и поэзией: этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях-людях и героях-народах, побольше поэзии и музыки.
Два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен, и ребенок некритически относится к нему; ребенок — раб своей бедной фантазии. Для устранения первого порока и необходим толчок со стороны учителя, его работа вместе с учеником, совместное фантазирование. А для того, чтобы ребенок не потерял чувства реальности, для этого не развитие его воображения сдерживайте, но развивайте в нем параллельно критическую научную мысль, что мы и делали. Фантазия и действительность не враги; плохо — фантазия и плохое знание действительности.
…В современной школе слишком много шуму: либо учитель, либо дети слишком много говорят. Учитель, как несчастья, боится молчания в классе. А между тем в молчании зреет мысль и особенно чувство. Древние пифагорейцы прославляли тихое созерцание. Дадим же место ему и в нашей школе. Пусть дети будут иметь возможность сосредоточиться, пережить в себе полученное впечатление. Подобные паузы для созерцания, раздумья или переживания чувства необходимы. Перестанем беспрестанно тормошить наших учеников.
Надо воспитать в ребенке благоговейное отношение к труду, истине и людям. Наша школа — школа серьезности, и мы категорически против учения-забавы. Жизнь — не игра, не забава, но серьезное дело, требующее священного отношения. Поэтому и учитель жизни не забавник. Конечно, в нашей школе будут детские улыбки, детский смех и добродушный юмор учителя, но все это не самоцель; все это лишь привходящие моменты, лишь внешние проявления бодрости духа. Но в глубине души ребенок должен всегда с чувством благоговения подходить к своей работе и серьезно относиться к ней…
Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью.
Школа должна дать место жизни учителя, иначе она не будет иметь учителей — живых людей. Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью. В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя… Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой. Пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, в котором дети увидят не только учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя.
Метки: П. П. Блонский педагог, Блонский: педагогика и психология, педагогическая деятельность, вклад Блонского П. П. в педагогику
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: