Отличники и троечники: битва за место под солнцем
Какие проблемы возникают за стенами школы у троечников и отличников? У кого из них больше шансов на успешную жизнь? И кого воспитывать — талантливого художника с «тройками» по математике или круглого отличника, который знает все и вся, но не может применить свои знания на практике? Два типа учеников, два типа личности, давайте поговорим об их недостатках и преимуществах.
Мы — разные
«Понимаете, я так воспитана — я ничего не умею делать плохо», — говорила принцесса Ори в фильме «Рок-н-ролл для принцесс». Эту же фразу, скромно опустив ресницы и нарочито застенчивым тоном, любят повторять и наши современники. Разумеется, когда их хвалят за то, что действительно получается неплохо. Или, наоборот, когда нужно отказаться от выполнения какого-то заранее провального задания. В то же время, конечно же, есть масса вещей, которые они делаю плохо и очень плохо: например, рисовать, петь или убирать в квартире. Так же, как кто-то не умеет готовить, лепить из пластилина, придумывать сказки, решать логические задачки или писать стихи.
Мы не роботы, мы разные, мы не можем нравиться всем или знать и уметь все. Не можем. Но должны. Во всяком случае, нас так убеждают. Сначала — родители: «Все хорошие девочки / мальчики должны есть кашу (убирать игрушки, мыть руки)» — вариантов много. Затем — учителя: « Вот Кравцовой, в отличие от тебя , почему-то всегда все понятно». Говорят такое практически всем, разница лишь в том, что каждый реагирует на подобное давление по-своему: кто-то старается изо всех сил и боится сделать любую ошибку, кто-то бунтует и пытается разрушить систему, кто-то приспосабливается и учится делать по минимуму то, что не нравится, чтобы отстали. Так и формируются типы, в самом общем виде прозванные «отличниками» и «троечниками». Именно первые в глазах каждого учителя — будущие «звезды». Но, оттанцевав выпускной вечер, вы остаетесь одни в пустом кабинете и задумываетесь — а так оно получится на самом деле?
В чем сила троечников?
Троечниками были мастер — джедай Ивэн Макгрегор, незабываемый Ганжа — Александр Збруев, самый убедительный Портос — Валентин Смирнитский … Что это — исключение или все же закономерность?
Есть такая байка. У Бога спросили после создания мира:
— Как вам удалось все так хорошо устроить?
— Вы знаете, первые 9 попыток закончились неудачей, а на 10 раз, наконец, получилось!
Так вот, по мнению психологов, если бы Бог был классическим отличником — не ходили бы мы сейчас по бренной земле. Потому, что отличники привыкли все и сразу делать примерно, они очень зависят от оценки окружающих и плохо воспринимают поражение.
В отличие от учеников образцово — показательных, троечники обычно лучше приспособлены к жизни, и у них на это есть причины:
1. Обычно троечники — разгильдяи и никогда не делают то, что им не интересно. Учитель может распинаться у доски, доказывая им значимость третьего закона Ньютона в тинейджерской жизни — если физика им неинтересна, они не начнут ее учить. Не хватайтесь за голову — в этом нет ничего страшного. Они могут стать талантливыми фотографами, дизайнерами, литераторами, биологами. Да кем угодно! Ведь ни один предмет нельзя ни понять, ни выучить досконально, если он тебе неинтересен.
2. Есть у психологов такое понятие — «зона комфорта». Отличник на уроке находится в ней постоянно — он спокоен и уверен в том, что у доски ответит блестяще. А вот троечник живет в постоянном состоянии лотереи — «вызовут — не вызовут»? Он — в противоположной зоне, поэтому всегда готов выкрутиться — «зона дискомфорта» предполагает активную мозговую деятельность. Иначе говоря, в «зоне комфорта» тебе все говорят «да», а в «зоне дискомфорта» тебе могут сказать и «нет», и «да» — результат неизвестен. Поэтому, окончив школу и попав из привычных стен в большой мир, троечник готов к тому, что мир не всегда погладит по голове и скажет: «Садись, пять». Мир не любимая учительница, ему все равно, как вы экзамены сдавали, ему в принципе на вас наплевать.
Вредные советы: как не вырастить отличника
Конечно, троечники, как и отличники, бывают разными. Некоторым отличникам от природы все дается легко, им не стоит жертвовать друзьями или хобби ради учебы. Но таких счастливчиков по статистике немного, основной же тип отличника — человек-трудяга. Усидчивость, настойчивость и старательность – залог хороших оценок для таких людей. Их часто можно отличить, зайдя в любой класс: обычно это аккуратные девочки (мальчишки — отличники встречаются значительно реже) с приглаженными волосами, в опрятных платьях и с лицом «я все выучила». Родители и учителя на них не нарадуются, а вот психологи находят в представителях подобных типов больше недостатков, чем плюсов.
Эрнест Хемингуэй 39 раз переписывал финал романа «Прощай, оружие», пока тот не стал в его глазах идеальным. Лев Толстой был менее требователен — он переделывал «Крейцерову сонату» всего 12 раз. Такие факты, по мнению психологов, — классическое проявление «синдрома отличника». Мысленно они ставят себе и окружающим баллы и считают, что все в жизни должно быть образцово — показательным, в том числе и близкие люди. И горе тому, кто попытается уклониться хотя бы на несколько градусов от идеальной шкалы. Хуже, когда планка бывает так высока, что «отличник по жизни» часто остается в таком же одиночестве, как прежде в своем шестом «А».
Родители отличников ничем не отличаются от других: им также больше всего хочется, чтобы их ребенок был счастлив. Но счастливым от оценок не станешь. Отсутствие друзей и набор «профессиональных» болезней (искривление позвоночника, давление, гиподинамия, слабое зрение) вряд ли сделает счастливым победителя пусть даже всех возможных олимпиад.
Психологи рассказывают, что вечные отличники часто обращаются за помощью с просьбой помочь разобраться, чем им заниматься в жизни. «Интересно все, и ничего конкретно», — классическая жалоба бывших первых учеников. Выход, как всегда, в золотой середине. Ваш ребенок принес домой первую «тройку» (или даже, о ужас, что-то хуже)? Купите ему шоколадку! Да-да! Поздравьте с первой плохой оценкой и объясните, что такое бывает с каждым — главное, суметь исправить свою ошибку.
Люди, по сути, всю жизнь — двоечники, троечники, хорошисты или отличники. В любом поступке можно оценить степень его правильности, в любом витке жизни поставить себе балл. Причем те, например, кто обычно получают твердое «отлично» в сфере профессиональной деятельности, едва дотягивают до «троечки» в семейных делах или наоборот. Только стоит ли жить по школьным законам? Помните, как Свете из соседнего ряда ставили «пятерку» за списанную контрольную, а вам — «тройку» за выражение своих мыслей в произведении только потому, что они не соответствовали общепринятой позиции? Все очень неоднозначно, и для оценки человека не хватит даже 12-балльной системы. Не стоит оценивать, нужно просто понимать.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Отличная статья! Так и есть. Учась в университете, один профессор очень много писал научных работ, статей, молодым помогал с диссертациями. Позже сказал, что ему трудно давалась учёба, но он учил, и старался понять, а не зубрил на неделю, что его всегда задевало, как он учился на 3ки и 4ки. Эта конкурентоспособность сохранилась в нём. Таким образом, продолжает работать над собой, помогать обществу, совершать открытия и совершенствоваться. В то время как его одногрупники, отличники, преподают, продолжают пересказывать одно и то же в течении всей жизни, без интерпретации знаний.