Он искренне любил детей…
…«М. Г. Я хватил Сквирса палкой по шее и два раза по голове. Он, по-видимому, очень изумился и принялся плакать. Плачут только трусы, и потому это меня нисколько не удивляет с его стороны. А Вас? Относительно ягненка и двух баранов я распорядился совершенно так, как Вы сказали мне в Вашем письме… Николай получил своего жареного ягненка, как Вы этого желали, но не мог одолеть всего, и говорит, что если Вы позволите, то остальное он изготовит себе на завтра с горошком — он это очень любит, и я тоже…»
Так отвечал Чарльз Диккенс, знаменитый английский писатель, одному из своих почитателей-корреспондентов — тринадцатилетнему мальчугану, который, в то
время как «Николас Никклби» подходит к развязке, счел нужным сообщить автору свои соображения о том, как лучше закончить роман.
Это ласковое дружеское понимание, это умение взглянуть ва мир глазами ребенка чрезвычайно характерно для творчества великого писателя. Среди бесчисленных самобытных и ярких персонажей в книгах Диккенса особое место занимают дети. Оливер Твист, малютка Доррит, Нелл и ее прямодушный маленький рыцарь Кит; Давид Копперфильд, проходящий трудную школу жизни, и его друг Майли; Луиза и Том, томящиеся, словно в тюрьме, в учебном заведении мистера Гредграйнда; отвергнутая отцом Флоренс Домби — все они смотрят на нас ясными, правдивыми глазами со страниц бессмертных произведений Диккенса.
Маленькие герои эти — в большинстве своем дети обездоленные, с нелегкой судьбой. Диккенс и сам перенес в детстве немало тяжелого. Он мечтал о школе, а должен был работать. Легкомысленные и недальновидные родители прочили этому необыкновенно одаренному и впечатлительному подростку «карьеру» на фабрике ваксы. День за днем просиживал Чарли в сыром подвале, кишевшем крысами, и вместе с двумя сверстниками, согнувшись над столом, набивал банки ваксой, прикрывал их бумажными крышками и обвязывал шнурком. Десять часов, каждый день. От такой «карьеры» можно было прийти в отчаяние. Он, конечно, не мог тогда знать, что пройдет десяток лет, и книги его станет читать вся Англия, что слава его будет расти со сказочной быстротой и облетит весь мир, что будет такое время, когда его читатели, простые люди Англии, будут выходить за несколько миль от своего городка или поселка, чтобы поскорее встретить почтальона с желанной книжечкой Боза (псевдоним Диккенса).
Этого он не мог знать. Но, став знаменитым, он не забыл своего детства и ничего из того, что ему довелось увидеть в ранние годы юности.
Вот почему своим творчеством Диккенс призывает понимать ребенка, чутко, бережно, умело подходить к формированию его личности, не унижать его достоинства. В его «взрослых» романах рядом с положительными, светлыми образами проходит целая вереница родителей и педагогов, которые только и умели, что калечить жизнь ребят, — по незнанию, по черствости, бездушию и корысти: мучитель детей проходимец Сквирс, миссис Блимбер — нудная и скучная, но с большими претензиями на ученость, Фидер — бакалавр искусств, чье преподавание напоминало звуки шарманки, снабженной весьма малым количеством мотивов, бессердечный стяжатель Домби, мистер Гредграйнд — «человек действительности, человек фактов, расчета,человек, который исходил из принципа, что 2×2 = 4 и ничего более, и который не позволит убедить себя в чем-нибудь ином».
В особенности восставал Диккенс против тех «воспитателей», которые считали своим долгом душить детскую мечту, безжалостно топтать светлый мир детской фантазии. Кто не помнит этой, полной острого юмора, сценки «воспитания» в частной школе мистера Гредграйнда, приверженца «фактов» и «только фактов»!
«— Девочка № 20, — вызвал джентльмен, — почему вы купили бы ковер с цветами?
— Я очень люблю цветы.
— И потому вы поставили бы на них столы и стулья и позволили бы их попирать тяжелыми сапогами!
— Но это не повредит им, сэр, они не завяли бы от этого. Это только изображение того, что так красиво, и я воображала бы …
— Ай, ай, ай! — вскричал джентльмен, добравшись до вожделенного пункта. — Вы никогда не должны воображать. Слышите: никогда и ничего!
— Вы никогда, — торжественно подтвердил мистер Гредграйнд, — не должны делать ничего подобного,
— Факты, факты и факты, — сказал джентльмен.
— Факты, факты и факты, — подтвердил мистер Гредграйнд».
Великий гуманист был беспощаден в изображении педантов и тупиц, по тем или иным соображениям примазавшихся к нерискованному, но «хлебному» делу воспитания.
Романы, рассказы, повести Диккенса, как все истинно выдающиеся произведения, понятны, интересны и по-своему близки и взрослым, и детям. Они имеют непреходящее значение и переживут века.
Журнал «Семья и школа», 1962 год
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: