Не в наказании счастье
Как справиться с непослушным чадом? Нужно ли наказывать ребёнка? Как это сделать без вреда для него? Эти вопросы — постоянная головная боль родителей. Попытаемся в них разобраться.
Не стремитесь обязательно наказать ребёнка за любой проступок. Дети до 2 лет только знакомятся со словом «нельзя», а потом учатся ему подчиняться. И наказывать их просто нет смысла. Со старшими детьми, к сожалению, без наказаний обойтись сложно.
Виды наказания детей в семье
• Словесные наказания
• Наказания изоляцией
• Наказание трудом
• Наказание лишением удовольствий
• Физические наказания
Плюсы эти наказания будут иметь тогда, когда будут использоваться умеренно, без крайностей.
Замечание, высказывание недовольства – это весьма распространенное словесное воздействие. И оно вряд ли вызовет возражение, если не будет использоваться ежеминутно («Не трогай», «Не бери», «Не ходи» и так далее). А вот крики, угрозы, нотации – это из более мощного арсенала и об их использовании стоит подумать. Если часто кричать на ребёнка, он перестанет воспринимать спокойную речь, будет излишне возбужден, перестанет считать родителя справедливым человеком. Угрозы, особенно пустые, совершенно бессмысленная форма воспитания. Зачем стращать ребёнка, запугивать, особенно, если не в силах выполнить обещание? Нотации плохи своей затянутостью. Дети постарше не терпят давления, а младшие теряют нить «выступлений оратора». Короткое и энергичное замечание стократ эффективнее.
Некоторые исследователи считают, что наказание изоляцией не приносит ребёнку никакого вреда: ни физического, ни эмоционального. Ребёнка на некоторое время исключают из общего круга общения: ставят в угол, сажают на стул, не разговаривают, оставляют в другой комнате. Одно дело, сказать: посиди, подумай, как себя нужно было вести, и придёшь, скажешь мне об этом. Другое дело, сутки не разговаривать с ребёнком, или запереть в ванной и забыть. Зачем? Чтобы он поверил, что не дорог родителям, что все от него отвернулись? Если бы это было так безвредно, то Гарри Поттер был бы самым благополучным ребёнком, сидя в закутке под лестницей.
Наказание трудом в целом просто вредно. Скажите, стало ли перебирание чечевицы от золы любимым делом Золушки? Так почему некоторые родители пытаются таким образом привить любовь к чтению или уборке комнаты? Единственный вариант конструктивного использования труда – это для исправления оплошностей: «Разбил тарелку? Бывает, прибери осколки», «Разрисовал дверь? Нужно отмыть. Давай попробуем вместе».
Лишить ребёнка каких-то удовольствий иногда полезно. Зачем делать ему что-то плохое, лучше лишить на время чего-то хорошего. Оставшись на вечер без сказки, без поездки в цирк или парк, ребёнок имеет реальный шанс научиться избегать нежелательного поведения. Важно исходить из предпочтений ребёнка. Зачем лишать его телевизора, если он прекрасно и без него обойдётся. Лишать только значимого, на определённый срок и не злоупотреблять таким наказанием.
И, наконец, самый спорный момент – физические наказания. Бить иль не бить – вот в чём вопрос? Наверное, как и в предыдущих способах наказания – не впадать в крайности. Не бить ремнём, не бить по голове, спине – наказание не значит избиение. Шлёпнуть по попке за провинность, когда другие способы закончились, достаточно действенно, если не использовать такой метод часто. А если это самый популярный метод – ожидайте неприятных последствий. Этот вид общения ребёнок перенесет на своих братьев-сестёр, даст сдачи родителю. Дети, часто подвергающиеся телесным наказаниям в семье, больше склонны проявлять агрессию по отношению к окружающим, особенно мальчики. Как верно было сказано классиками: наказание рождает в человеке черты раба или господина. И, в конце концов, этот метод перестаёт быть эффективным. «Можешь бить меня, я всё равно не буду ничего делать».
Любите своего ребёнка, подходите к воспитанию с холодной головой и горячим сердцем, и достигнете золотой середины между «преступлением» и наказанием.
Автор статьи: психолог Людмила Смаль
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: