Кризисы возрастного развития
Развитие ребенка не происходит плавно, оно идет скачкообразно. В это время меняется его восприятие мира, формируются навыки, способности и возможности.
Родители не всегда вовремя перестраиваются, а продолжают воспринимать ребенка на вчерашнем уровне, не понимая, что желания малыша меняются относительно его взросления. Это и есть кризисы возрастного развития детей, во время которых их поведение резко меняется, они становятся неуправляемыми, капризными, упрямыми, чем усложняют общение.
К великой радости взрослых, это все временно. Родителям всего лишь нужно вовремя поменять свое отношение к ребенку, дать больше самостоятельности.
Кризис первого года жизни
На первом году жизни детям не терпится стать самостоятельными. В возрасте от одного года до полутора, малыши уже могут стоять на ногах, перемещаться с опорой. За очень короткий промежуток времени они легко перебираются из одной комнаты в другую. Дети любят открывать дверцы шкафчиков. Им все интересно, идет освоение окружающего пространства.
В этот период нельзя оставлять малышей без присмотра. Любой предмет может представлять угрозу для жизни: горячие напитки на краю стола, таблетки, электрические розетки, мелкие предметы и т.п. Родители стараются ограничить маленьких детей, но детям это не по вкусу. Они не хотят сидеть на одном месте, ведь вокруг столько привлекательных вещей и совершенно не интересно сидеть на руках у взрослых. В этом возрасте ребенок познает свойства и назначение окружающих предметов. Вмешательство родителей в этот процесс создает у малышей протест – он и называется кризисом первого года жизни.
Дети пробуют разные тактики для достижения своих целей. Это и крик со слезами, отказ выполнить просьбу взрослого и различные проказы.
Что же делать взрослым?
Нужно поменять свою позицию и вместо посредника стать источником информации для малышей. В этом возрасте у детей возникает потребность в освоении навыков речи, поэтому в ваших силах — открыть ребенку мир языковых знаков. Дать ему возможность действовать самостоятельно, комментируя и немного корректируя их действия.
Кормление можно превратить в интересную познавательную для малыша игру, дать ему вторую ложку в руку – пробуждайте в нем самостоятельность, комментируя при этом его действия. Так же следует поступать и с проблемой гигиены. Сделайте горшок любимой игрушкой. Действуйте вместе с ним, а не вместо него. Не пропустите шанс и станьте для малыша авторитетом и ласковым помощником.
Кризис трех лет
Это название условное и зависит наступление кризиса трех лет от самого малыша, от его темперамента, нервной системы и желания самоутвердиться. У кого он наступает в 2,5, у кого в 3, а у кого и в 4 года. В этом возрасте дети протестуют против диктатуры родителей.
Малыши научились отделять свои желания от потребностей. За свою, пока короткую жизнь, они уже поняли, что взрослые иногда неправильно понимают их прихоти и не всегда хотят их осуществлять. Таким образом, дети принимают решение, без помощи родителей, все сделать самостоятельно.
Это проявляется в желании выбегать на проезжую часть, отказом от еды. Видя, что взрослые спешат, дети начинаю носиться по квартире, поэтому их невозможно одеть.
Многие родители силой пытаются заставить ребенка подчиниться. Тогда малыши становятся в позицию « кто кого?». Начинаются истерики, непослушание, действие во вред.
Главная особенность возраста: появление у ребенка самосознания. Именно поэтому второе название кризиса трех лет – кризис самости. Ключевые слова: « Я хочу сам…, я буду сам…»
Что же остается делать бедным родителям?
Опять меняем позицию, истерики и бунт нужно направить по другому пути. Предложите крохе самому одеть куклу, а тем временем одевайте его. Попросите собрать ваш рюкзак, в то время когда собираете его вещи, посоревноваться с ним на скорость. Словом, попробуйте создавать игровые ситуации. Дети в игре становятся менее упрямыми, учатся управлять своими эмоциями.
Играя со своими малышами, взрослые становятся образцом для подражания, дети учатся строить отношения, у них появляется целеустремленность.
Не опекайте слишком вашего ребенка, не убивайте в нем желание к самостоятельности.
Уважайте его стремления, и тогда он не превратится в разбалованного упрямца. Поощряйте его желание — непрерывно развиваться.
Кризис шести-семи лет
Рано или поздно приходит время, когда дети свою потребность в освоении мира уже не могут удовлетворить с помощью игрушек, игр, игровых ролей и персонажей. В период кризиса шести — семи лет они хотят быть равными взрослым, ведь те «все знают, все могут, все умеют», им все позволено, они свободны во времени и передвижении.
В своём стремлении стать взрослыми дети опираются на свой, как им кажется, богатый опыт. Но знаний и опыта в реальности не хватает. Отсюда ситуация «хочу и не могу». Возникают различные формы недовольства, протеста.
Например: дети ревнуют родителей друг к другу, полагая что, оставаясь наедине, те обмениваются важной информацией и скрывают это от них. Или начинают отрицать то, что раньше приносило им удовольствие, рвать любимые книги, ломать игрушки. Иногда дело заканчивается непреднамеренным вандализмом. Родители воспринимают это как порчу хороших вещей.
Порой дети, в творческом порыве, хотят усовершенствовать свои старые игрушки, но довести начатое дело до видимого результата им не удается. Итог – груда металлолома, разорванные книжки и т.п. Они отказываются выполнять требования родителей, перестают убирать за собой, самостоятельно одеваться, обуваться. Это вызывает лишь упреки со стороны взрослых.
Чем раньше начинается этот кризис, тем более болезненно он проходит. Чем ближе к школе, тем он менее заметен для окружающих.
Что посоветовать в этом случае родителям?
Ребенку нужно создать условия, где он будет приобретать всевозможные теоретические знания: азбука, письмо, счет. Читайте вместе книги, рисуйте картины, приобщайте к взрослым занятиям.
Для ребенка 6-7 лет игра уже не так значима, теперь ее вытесняет жажда познания, ребенок становится готов к обучению. А авторитетом для него будет тот, кто вместе с ним войдет в мир знания. Это может быть не только родитель, но и учитель, воспитатель, друг.
Кризис подросткового (переходного) возраста
Это очень сложный период не только для родителей, но и для самих детей. Бывает, он начинается рано, в 11-13 лет и провляется в капризах, нетерпимости к власти со стороны взрослых. Дети в этот период не хотят слушать советов, требований, нотаций и даже просьб. Они реагируют на все очень резко.
Частые проявления кризиса подросткового (переходного) возраста:
- резкие перепады настроения,
- бурный протест против норм и правил,
- желание поступать наоборот,
- замкнутость, лживость, скрытость,
- игнорирование семейных традиций.
Симптомы могут проявляться сильнее или слабее и в разном сочетании.
Родители недоумевают: что происходит с их замечательным послушным ребенком. Любые попытки уговорить, пообщаться, объяснить любимому чаду заканчиваются провалом и вызывают лишь более сильный протест.
Подросток стремится к самоутверждению. Он думает, что его никто не понимает. Он либо замыкается в себе, либо старается навязать свою точку зрения. Ребенок иногда, в стремлении доказать свою правоту, доходит до тиранства. В желании манипулировать он морально истязает близких ему людей, тут и истерики со слезами, упреки с бурными сценами и показное раскаяние, агрессивная грубость.
Как поступать родителям в этот сложный период?
Будьте уверены, ваш ребенок в подростковом (переходном) возрасте не понимает и не может объяснить, что им движет. Он не меньше вашего страдает. Не только вы его не можете понять, но и ему понять себя сложно, но еще сложнее понять вас. В обществе себе подобных он находит понимание и душевный покой. Их тянет друг к другу. В компаниях они избавляются от чувства одиночества. Через грубость и показную браваду, распущенность подростки утверждаются в новом для себя образе.
Постарайтесь воспринимать ребенка таким, какой он есть, и оставить за ним право быть самим собой, таким, каким он хочется быть.
Не нужно фокусировать внимание подростка на его негативных чертах характера, чтобы не вызывать волну протеста. Не переделывайте его под себя. Уважайте его как личность. В конце концов, это породит уважение к вам. Дайте понять, что на вас можно положиться в трудную минуту, и без каких-либо нотаций . Подростку не нужен ваш суд, ему важно, что вы его понимаете. Не приводите в пример себя. Вы были другими, бесполезно желать, чтобы дети стали копией вас.
Когда подростки вступают на взрослый путь, они создают множество проблем себе и окружающим людям. Порой родителям невероятно сложно отказаться от старой, но привычной формы общения. Вот только сделать это необходимо. Оставив все по-старому, можно на долгое время испортить отношения с ребенком и затянуть кризис подросткового возраста.
Кризис затянувшегося детства
Обычно этот кризис проявляется в возрасте 16-18 лет. Он трудно протекает в тех семьях, где очень гладко прошел подростковый период. Многие родители даже не догадываются, что их дети находятся в растерянности – называемой кризисом затянувшегося детства.
Это очень сложный этап для человека. Он еще не верит в свои силы, но и не обращается за помощью к взрослым, думая, что и они ничем ему не помогут. Нарушается контакт с родителями. Ребенок становится замкнутым, скрытым. У него происходят резкие колебания настроения. Взрослые не могут понять, что происходит с их любимым и некогда веселым сыном или дочерью.
Проявления кризиса:
- попытки спрятаться от действительности,
- жалобы на близких,
- недовольство окружающим миром, который не соответствует представлениям и ожиданиям подростка,
- поиск защиты у незнакомых людей.
В этот период подростку очень сложно взять ответственность за свою жизнь. Перед ним выбор будущей профессии, учебы, жизненного пути. Он находится на распутье. Появляется повышенная тревожность, страхи и понимание, что теперь только от него зависит будущее. Некоторые стараются об этом не думать, бегут от реальности — в компании сверстников, на дискотеки, в копмьютерные игры, наушники и телефоны. Другая часть молодежи проводит досуг за книжками, учебой – это тоже своего рода побег от действительности. Настоящее пугает их.
Взрослые в первом случае недовольны поведением своих детей. Некоторые ругают, говоря: « и что из тебя получится », некоторые оправдывают их поведение, говоря, что молодость для этого и существует, пусть нагуляются вволю.
Во втором примере, родители гордятся детьми, всячески их поощряя, не догадываясь, чем вызвана такая тяга к знаниям. Это происходит от недостаточной моральной зрелости.
Есть еще одна категория подростков: те, кто постоянно размышляют о смысле. Иногда эти раздумья приводят к намерению лишить себя жизни. Если вы стали свидетелем подобных эмоциональных состояний у ребенка, не пугайтесь, сказанное им не всегда осуществляется на деле. Но должно вас насторожить, так как ясно показывает о неблагополучии, царящем в душе у подростка.
Все перечисленные категории лишь свидетельствуют о страхе перед дальнейшей жизнью, и боязни принять ответственность за свои поступки.
Кризис затанувшегося детства – это нравственное становление личности. И то, как он проходит, зависит от того, насколько правильным было поведение родителей на предыдущих этапах развития. Для того, чтобы кризис не затянулся, нужно готовить детей к взрослой жизни заранее. Что-либо предпринимать, когда ребенку уже 16-18 лет невозможно, слишком поздно.
Если раньше в задачи родителей входила забота, воспитание, обучение, подготовка ребенка к физиологической перестройке детского организма, то в этом периоде главной задачей становится подготовить подростка к взрослой жизни. Ведь именно повзросшевшие дети станут нашей опорой.
Это труд не из легких, но без разумной помощи со стороны взрослых ребенку невозможно стать полноценной личностью, способной отдавать отчет в своих действиях, любить и ненавидеть, уметь сопереживать и заботиться.
Подведем итоги
Помочь своим детям – задача взрослых. Не стоит пугаться, обнаружив у ребенка несколько признаков наступления кризиса.
Попробуйте правильно выработать линию поведения. Будьте гибкими и одновременно проявляйте твердость характера, чтобы ребенок знал, что может на вас положиться.
Откройтесь новому и любите своих детей, давайте им больше самостоятельности и будьте готовы придти на помощь при необходимости.
Слушайте и слышьте своих детей. И главное: все делайте своевременно.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: