Как воспитывать без наказаний?
В старом журнале «Семья и школа» читательница из Ростова-на Дону делится наблюдениями, можно ли воспитывать детей без наказаний, как воспитывать правильно?
«Я согласна с классиками педагогики: бить—непедагогично, вредно, жестоко. Кричать на ребенка, оскорблять его—неэтично, неумно, бесполезно. Ну а что делать, когда ребенок провинился? Ведь надо как-то на это реагировать?
Воспитывать нелегко. Мы работаем. С сыном расстаемся в 7.30 утра и встречаемся в 18.30 вечера. Итак, одиннадцать часов он вне поля нашего зрения, контроля. Нет бабушки, нет у него старшего брата или сестры, зато есть много друзей-приятелей по двору, улице, школе. Есть возможность посмотреть телевизор и почитать книгу, помастерить и пошалить, забыв, что кровать не убрана или учебники не собраны, уроки до конца не приготовлены или обувь не начищена. Иногда хочется все бросить и мчаться к сыну, помочь, приласкать. И даешь себе слово: никогда больше не закричишь на него, не обидишь грубым словом.
Ребенок — это счастье. И ребенок — это проблема.
…Возвращаюсь с работы, дверь открывает сын. Молниеносно отмечаю: внешне все в порядке — голова и глаза целы, нигде не поцарапан, не побит. Но по едва уловимому выражению глаз догадываюсь: что-то натворил! И сразу начинаю уговаривать себя: не ругать, спокойно разобраться. В комнате на нашем «дивном паркете» — чернильное пятно величиной с тарелку. А ведь сколько раз просила стелить клеенку, а потом ставить пузырек и набирать чернила. Сдерживаюсь. Вместе драим этот паркет щеткой, содой, мылом — тщетно. Приходится ножом соскабливать. Сын, перепачканный чернилами до ушей, ползает рядом, безропотно выполняя все указания.
Я молчу. И только перед сном интересуюсь, где рубашка. Оказывается, она брошена, скомкана и тоже в чернилах. Заставляю сына встать и постирать так, чтобы ничего не осталось. Ребенок (надо было видеть его позу!) тер чернильные пятна, вздыхая и распрямляясь, а потом снова окуная руки в таз… А я на кухне все думала: помочь ему? Нет!
Сын отстирал полностью, прополоскал и повесил сушить. Утром встал пораньше и попросил утюг. Погладили мы вместе.
— Ты знаешь, мама,— сказал он,— я больше не буду разливать чернила. И пузырек буду ставить на клеенку. А то стирать очень тяжело…
Именно это я и хотела услышать.
Впрочем, неприятности на том не кончились. Сын — второклассник, сегодня 1 апреля. Весело в этот день разыгрывать друг друга. Но я обнаружила такой «розыгрыш», преподнесенный моим чадом, что мне стало плохо… Боковая сторона пианино исчерчена полосами. Сын тут же признался, что драл полировку наждачной бумагой — ему, видите ли, интересно было наблюдать, как черная поверхность становится серой. Первым моим (и особенно мужа) желанием было выпороть виновника. «Неужели ты не понимаешь, что это по-ли-ров-ка!» — возмущенно твердил отец.
Мы все же удержались и, думаю, это было правильно. Дело сделано, и ремнем полировку не вернешь. По той же причине я отговорила мужа от предложения заставлять сына ежедневно в течение двух часов натирать политурой испорченный бок пианино: скорее, это вызовет раздражение бессмысленностью наказания и притушит чувство вины. Я избрала другой путь: сухо объяснила сыну, что пианино стоит больших денег, теперь его ценность значительно утрачена, а главное, оно безобразно выглядит. И после этого целую неделю мужественно «держалась»: не целовала его перед уходом в школу, не хвалила и не ласкала, вообще была сдержана в обращении, всем своим видом показывала, как мне неприятно случившееся. Сын переживал — это я видела. Особенно угнетало его молчание отца. Поистине, отсутствие наказания иногда сильнее действует, чем само наказание.
Я поняла: наказание, как и вообще воздействие на ребенка, должно быть творческим! Тут приходится думать…
Несколько дней подряд вижу разбросанные вещи сына и вообще непорядок. Прошу: убери, наведи порядок. Возвращаюсь домой и застаю все то же. Однажды, когда сын ушел в школу, а я задержалась дома, взяла цветные карандаши и, написав на листке бумаги: «Аркаша, сложи нас аккуратно, нам неудобно лежать», положила листок на разбросанные книги. На брошенную в углу фуражку положила другую записку: «Аркаша, мое место не здесь. Фуражка». И третью записку—на пианино: «Закрой крышку, мальчик, я пылюсь. Пианино». Вечером в хозяйстве сына был порядок, а он встретил меня словами: «Здорово ты меня поддела, мама! А мне понравилось — будто сами вещи со мной разговаривают…»
Убеждение, конечно, лучший метод воспитания. Но и самый трудный: приходится считаться с возражениями сына. Они же порой не менее убедительны, чем мои доводы. А иногда и побивают мои.
Не гуляй с этими ребятами,— убеждаю я Аркашу,— Они ничему хорошему тебя не научат. Одна бессмысленная беготня…
Что же мне — гулять одному? — возражает не без резона сын.— Ничему плохому ребята меня не учат. Мы просто играем в войну…
И хотя я понимаю, что сын прав, не хочется соглашаться с его словами. Настроение какое-то плохое сегодня, и все дневные неприятности вызывают во мне взрыв, и уже ничего не слушая, я раздраженно повторяю: «Не гуляй!», «Не ходи!», «Не смей!»… В такие моменты появляется желание дать ему просто оплеуху, покончив со всякими «методами». В то же время ощущаю себя жалкой, беспомощной. Становится страшно, когда думаю, к чему это приведет. Наступит время, и я встречусь с глазами, смотрящими на меня, как на что-то чужое, враждебное. Ведь «голые» запреты только озлобляют ребенка, а этого как раз нельзя допустить. Но как выходить из критических ситуаций, ведь воспитание — отнюдь не мирное занятие? Сын постоянно находится в «боевой готовности»: готов сражаться за свою прическу, за свою самостоятельность, за свое мнение. Правда, это как раз не пугает меня. Пассивный ребенок, покорно выполняющий все, что ему велят, боюсь, на всю жнзнь останется бесхарактерным. Нормально развивающийся ребенок, как правило, бунтующая личность. И искусство воспитания, по-моему, состоит в том, чтобы не просто подавить бунт, а в том, чтобы направить кипучие силы на полезные дела, чтобы руководить ими.
А вот руководить, направлять трудно. К нужному резул ьтату не всегда приходишь прямым путем. Говорю: почисти ботинки — раз, почисти — два, почисти — три! Мои просьбы, как глас вопиющего в пустыне. Прошу мужа: почисти ему один ботинок. Утром сын торопливо собирается в школу, остается лишь надеть ботинки. И… о, ужас! Один ботинок чистенький, сверкающий. Другой — комок грязи. Буря, слезы, обида — «лучше бы совсем не трогали». Значит, попали в точку… Да, приходится быть изобретателем в воспитании….
Могут спросить: вы все о себе, а где же отец как воспитатель? В нашей семье — культ отца. Его работа связана с бесконечными командировками. Повседневно он мало сталкивается с сыном, не читает ему нотаций, не «тычет носом» в разбросанные вещи. На его долю, если можно так выразиться, приходится наиболее тонкая часть воспитательной работы, их общение имеет более духовный характер: отец и сын играют в шахматы, поют песни, занимаются языком и просто гуляют, обсуждая разнообразные темы. Это не значит, что отец вообще в стороне от практических, житейских дел.
Мне не нравится, как ты вчера вел себя с мамой! — предупреждает он, и этого нередко достаточно, чтобы сын подтянулся, взял себя в руки.
Не знаю, хорошо ли это или плохо для воспитания, но поскольку у нас с мужем разные характеры, то и подходы к делу разные. Для меня сын — моя ежечасная радость и огорчение, мое солнце и мой серый день. А для отца он прежде всего личность, с которой надо вести дружбу на равных, как мужчина с мужчиной. Я в порыве чувств могу поцеловать и погладить, наговорить ворох бессмысленных ласковых слов.
Отец спокоен, рационален и тверд в своих решениях. Я постоянно анализирую свои действия по отношению к сыну, его реакции, нередко ругаю себя, казнюсь, а отец, как мне кажется, таким анализом особо не занимается, у него все как-то яснее и проще. При этом он вовсе не лишен чувства юмора и способности оценить оригинальность решения и поступка, хорошую выдумку.
Как-то мы с ним собрались в кино. Аркадий оставался дома один, и чтобы занять его на это время чем-то полезным, отец предложил ему: Напиши к нашему приходу сочинение на вольную тему. Скажем, «Моя бабушка» или «Моя мама». Понял?
Понял, — с постной физиономией повторил сын. Когда мы вернулись, отец первым делом спросил: «Написал?» В ответ сын протянул листок с такими стишками:
Не хочу писать сочинение.
Не хочу писать, не могу,
Сочинение —ты мучение,
Это ясно хоть кому.
Не хочу писать я про бабушку,
Не хочу писать про отца,
Сочинение —ты мучение,
Не смогу дописать до конца.
Не идет ко мне мысль умная,
Не хочу писать, не могу,
И сейчас об одном лишь думаю,
Написать бы еще хоть строку.
Думала, отец рассердится за такое отношение к его заданию. А он только расхохотался и поставил на листке пять с плюсом — «за искренность и оригинальность». А дальше уже говорили о том, что просто рифмовать строчки — еще не труд (мы все любим стихи и вообще литературу).
С двух лет Аркаша «определил» свое будущее —он хочет быть военным. Его познания в этой области, по моим представлениям, довольно велики. И хотя мы, родители, знаем, что его здоровье вряд ли позволит осуществить эту мечту, однако никогда против этого увлечения не восставали. Рискованные его опыты со «снарядами» не раз вызывали во мне желание просто запретить сыну его затеи, выбросить все горючие вещества и железки. Но голос разума подсказывал: запретный плод сладок. Не превратим ли мы открытое увлечение в тайное и тем увеличим его опасность? Отец серьезно поговорил с сыном, предупредил, к чему могут привести подобные занятия, если человек не знает химии, физики, математики. Договорились: все эксперименты проводить лишь в присутствии папы.
Все же беда случилась. Экспериментальный азарт был настолько велик, что сын забыл на какой-то момент о договоре. А опыт оказался неудачным… Когда я прибежала в хирургическое отделение, Аркаша лежал на кушетке с перевязанной головой, бледный, даже желто-синий, но живой. А в глазах его было такое раскаяние, что у меня язык не повернулся упрекнуть. «Что мы скажем папе, когда он вернется из командировки? » — жалобно спросил «изобретатель».
Отец вернулся на восьмой день после случившегося, когда на лбу Аркаши осталась лишь аккуратная наклейка и следы желтизны. «Как же, сын, твое слово?»—только спросил отец. «Вот так, папа,— ответил сын.— Силы воли оказалось мало…» И стоят теперь баночки с разными веществами на полке, дожидаясь, когда у двенадцатилетнего мальчишки появятся воля, разум и знание. Наказание ли это для него? Конечно. Но, видимо, такое, которое делает человека взрослее.
…Моя знакомая, педагог музыкальной школы,— сторонница крутых мер в воспитании дочери: заслужила — получай ремня! Девочка трудолюбивая, музыкально одаренная и вообще мастерица на все руки, но с характером упрямым, самостоятельным. Не раз я была «секундантом», когда «скрещивались шпаги» разъяренной матери и неукрощенной дочери. Сильно билось сердце и рождались мучительные мысли: зачем? почему? каковы будут плоды? Дрожащими руками мать капала себе успокоительные капли, с невиданным упорством заставляя девочку играть пьесу так, как велит она, а не так, как хочет играть дочь. Прямая, напряженная спина и гордо вскинутая головка упрямицы выражали непокорность и… ненависть. Сейчас девочке 15 лет, она учится в музыкальном училище, но как духовно далеки друг от друга мать и дочь! Вечерами девочка приходит к нам, в чужой дом, и ищет здесь тепла и внимания, которых ее лишили в собственном доме.
Мне это — наглядный урок! Смотри, помни, держи себя в руках и будь мудрой матерью. Одинаково бойся слепой любви и непримиримости, жестокости к ребенку. Наказание — оружие обоюдоострое! И даже когда его не избежать, оно должно быть человечным, как все, что касается формирующейся человеческой личности.»
Метки: воспитание детей без криков и наказаний, как воспитывать без крика и наказаний, стихотворение про сочинение.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: