ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ при проектировании урока с использованием деятельностных технологий

Выступление Богомоловой А.В., учителя немецкого языка 1 квалификационной категории, на педагогическом совете, декабрь 2016

Презентация //disk.yandex.ru/i/40UCPWkMz4KKYA

Цель выступления: Научить формулировать цели и задачи урока, используя SMART – принципы.

Задачи:

—Выяснить необходимость данного этапа урока.

—Дать определение цели и задачи.

—Установить критерии, которым должны соответствовать цели и задачи урока.

—Практиковаться в постановке целей и задач.

—Систематизировать приёмы целеполагания.

  1. Выясняем, что такое деятельность. Деятельность – это
  • целеустремлённая система, направленная на результат. А.Г. Асмолов
  • мотивированный процесс использования средств для достижения цели. М.Я. Басов
  • целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта. Словарь Петровского

2. Выясняем, что такое учебная деятельность. 

Учебная деятельность – деятельность, основная       …       и результат которой заключаются не в изменении     …                     внешнего мира, а в изменении учеником          …         как субъекта учения.

Д.Б. Эльконин

3.  Выясняем, из чего состоит структура деятельности.

4. Деятельность и действия? В чём разница?  У деятельности есть «СВОЯ» ЦЕЛЬ. У  действия – «чужая» цель.

5. Что такое цель урока? 

—это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут к концу урока.

—Н-р, извлекать информацию о…  из исторических источников.

—Использовать исторические источники для получения информации …

—Аргументировать своё мнение о … на основе фактической информации, полученной из исторических источников.

6.

 

 

 

 

 


7. 
Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился (подготовилась) к уроку: раздаточный материал, сценарий урока прописан до минуты! А урок не получился. Дети «плохо работали», не освоили новую порцию учебного материала.Причина пассивности ученика и даже нарушение им дисциплины начинается с того, что учитель недостаточно четко сформулировал перед ребятами, чем же они будут заниматься на уроке.

Ребенок может физически ощущать, как направленная на него цель приравнивает его к бездушному предмету, к вещи, функция которой — хорошо служить желаниям другого человека. Перед учеником как бы возникает выбор: овеществиться и безропотно выполнять задуманное учителем или показать «прорезающиеся зубки».

 

 

 

 

 

 

8. Поэтому перед учениками следует формулировать не учебные цели, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи. Причем, вовсе не обязательно, чтобы педагогические задачи, которые поставил перед собой учитель, были транслированы ученикам.

 

 

 

 

 

 

9. В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов.

 

 

 

 


10. Анализ и переформулирование целей урока (см. презентацию)

 

 

 

 

 


11. Чтение формулировок целей урока.

Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы, которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

—Запрашивать информацию

—Интерпретировать текст

—Узнать новое грамматическое явление

  • Оценить значимость
  • Использовать лексический материал
  • Извлекать информацию из текста
  • Писать письмо
  • Применять лексический материал
  • Классифицировать
  • Составить план/подписи к рисункам
  • Вести диалог
  • Аргументировать
  • Описывать
  • Называть
  • Объяснять
  • Проанализировать
  • Сформировать
  • Научить
  • Ознакомить
  • Объяснить
  • Убедить
  • Оказать влияние
  • Раскрыть
  • Рассмотреть
  • Представить
  • Показать
  • Продемонстрировать
  • Выяснить
  • Разработать
  • Доказать
  • Выбрать
  • Назвать
  • Дать определение
  • Проиллюстрировать
  • Написать
  • Систематизировать …

—Обобщить… Классифицировать… Выделить… Привести пример… Использовать… Применить… Установить связь… Определить… Сконструировать… Выбрать… Сопоставить… Связать… Показывать связь между… Объяснить связь между… Подсчитать…

—Найти… Спроектировать… Озаглавить… Оспорить заголовок… Сократить… Расширить… Распространить… Уменьшить… Отсортировать… Создать… Подтвердить… Подтвердить свою мысль о… Объяснить свою мысль о… Сравнить… Противопоставить…

—Поддержать мысль… Оценить… Рассмотреть… Сконструировать… Прийти к заключению… Презентовать… Выяснить… Вынести суждение о… Установить… Проанализировать… Присоединить… Сформировать… Прокомментировать… Запомнить… Вспомнить… Задать вопрос о… Выбрать вопрос, который…

Избегайте таких слов, как обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, закончить или собрать.

12. Цели на языке «наблюдаемых действий»

Неопределенные, расплывчатые фразы:

  • Изучить
  • Узнать
  • Открывать для себя
  • Воспринимать
  • Понимать
  • Быть знакомым
  • Развивать  усидчивость и внимание
  • Ценить
  • Развивать патриотизм
  • Почувствовать
  • Понять

Внешне выраженные, «наблюдаемые» действия:

  • Назвать
  • Выбрать
  • Описать
  • Перечислить
  • Соотносить
  • Написать
  • Дать определение
  • Проиллюстрировать
  • Определить
  • Объяснить
  • Классифицировать

 

 

 

 

 


13. Вывод:  «Кто ясно не видит своей цели, очень удивляется, придя не туда». М. Твен

Презентация //disk.yandex.ru/i/40UCPWkMz4KKYA

 

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
© 2024 Учитель немецкого  Войти