Причины возникновения заикания у детей

проблемы школьниковСреди учащихся около 2% заикающихся. Педагоги даже не подозревают, какими богатейшими средствами воздействия на заикающихся они располагают. Любой урок, будь это математика или родная речь, служит хорошей формой перевоспитания речи. Для этого педагогу необходимо знать, что такое заикание и как использовать программный материал для нормализации речи заикающихся учеников.

Что такое заикание?

Многие понимают заикание как некую «механическую» поломку в механизме произношения звуков. Между тем заикание – болезнь всего организма, тяжелейшее психофизическое расстройство.

Как же наука трактует этот феномен?

Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза – логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Общеизвестно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных процесса: возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие всего организма. Малейшие изменения в этом равновесии влекут за собой появление в коре головного мозга «больного» очага, который изменяет отношения между корой и подкоркой. Как бы выйдя из-под контроля коры, подкорка начинает рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи (корковую часть речедвигательного анализатора). Программа высказывания на выходе из речедвигательного анализатора начинает «ломаться», и нервные импульсы следуют на периферический речевой аппарат (голосовые связки, глотка, язык, губы) несогласованно. В результате этого одни компоненты аппарата произношения срабатывают раньше, другие позже. Темп и плавность речевых движений органов произношения нарушается – появляется заикание.

В этой связи закономерен вопрос: «Какие же причины нарушают процессы возбуждения и торможения?». Причин несколько, но главная – это ослабленность нервной системы, вызванная различными инфекционными и неинфекционными вялотекущими, хроническими заболеваниями, а также неправильным общим и речевым воспитанием.

Ослабленная нервная система создает фон для проявления заикания. Но для того чтобы этот фон «сработал», нужны сверхсильные раздражители: испуг, конфликтные ситуации, тяжелые переживания. Сверхсильные раздражители служат своего рода толчком, пусковым механизмом для возникновения заикания. Отсюда становится понятным, почему дети начинают чаще заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на испуг, на грубый окрик и т. д.

Ослабленных детей надо всячески оберегать от эмоциональных переживаний. Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, длительные эмоциональные переживания, конфликты). И действительно, около 70% заикание вызывается психическим травмированием (В. А. Куршев).

Учителя могут сказать: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию, зависит от ряда обстоятельств: от состояния нервной системы в момент психического травмирования, от патогенной (вредоносной) силы травмирующего раздражителя и состояния эмоционально-волевой сферы ребенка.

Неряшливая, быстрая, с запинками речь также может стать причиной возникновения заикания. При определенных условиях (ответственная обстановка – рассказ на уроке) эти запинки могут закрепиться по типу условных рефлексов и перейти в заикание.

Из школьной практики можно привести немало примеров, когда дети при ответе на уроке начинают волноваться и запинаться. Волнение и запинки могут быть настолько сильными, что в дальнейшем перерастают в заикание.

Другими предрасполагающими факторами возникновения заикания служат речевое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, леворукость, невротические черты характера, подражание заиканию, травмы головы, заболевание мозга и т. д.

Заикание чаще всего развивается у детей в возрасте от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. Речевая и эмоциональная системы этого периода весьма и весьма ранимы. Резкое травмирующее воздействие приводит к их перенапряжению и в конечном счете к заиканию. Следует иметь в виду и следующее обстоятельство: у детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Дети легко возбуждаются, а возбуждение приводит к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата – заиканию.

С поступлением в школу тяжесть заикания обычно усугубляется. Нередки случаи, когда легкие формы заикания под влиянием школьной обстановки (поурочные занятия, систематическая проверка знаний, взаимоотношения с учителем и учениками) усугублялись.

Мальчики заикаются чаще, чем девочки, в три раза. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики (ввиду их активного поведения) подвергаются более частым травмирующим факторам.

У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. Сельская среда располагает меньшими травмирующими факторами, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Знание причин заикания у детей способно помочь и педагогам и родителям предотвратить его возникновение. Если все же недуг настиг маленького человечка, взрослым не стоит опускать руки. Правильно определить первые признаки заикания и принять меры по его устранению поможет статья «Особенности детей с заиканием».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти