Особенности детей c заиканием

Признаки заикания у ребенка, нарушение речиЗаикание — это тяжелое психофизическое расстройство, причиной которого могут стать ослабленность нервной системы, инфекционное или хроническое заболевание, неправильное общее и речевое воспитание (подробнее о причинах — в предыдущей статье). Родителям и учителям, прежде всего, необходимо вовремя распознать признаки начинающегося заикания у ребенка и, учитывая особенности детей с заиканием, приступить к лечению и коррекции дефектов речи.

Физические особенности заикания

Определить заикание нетрудно. Оно проявляется главным образом в речи: нарушается темп, ритм и плавность высказывания. Акт заикания сопровождается судорогами произносительного аппарата. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы языка и губ, глотки. Судорожная напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся ребенку точно, ясно и ритмично в соответствии с законами языка вести непринужденный разговор во всех сферах человеческого общения. Это главная особенность, главная трудность, и все усилия дети стараются направить на ее преодоление. При этом тратятся большие физические силы. Можно видеть, как лицо детей покрывается красными пятнами, липким холодным потом. После высказывания дети нередко испытывают ощущение усталости; резко снижается работоспособность.

Особенности речевого поведения детей с заиканием

Затруднения в речи появляются как в начале, так и в середине высказывания. Некоторые слова, звуки становятся сложными для произнесения. Учащиеся избегают употреблять их в речи, в результате рассказ обедняется, становится неточным, а иногда и непонятным. Нередко учителя полагают, что ученик плохо отвечал потому, что не выучил домашнее задание. Но причину плохих ответов часто надо искать именно в особенностях, трудностях заикания, а не в чем-либо другом.

Для облегчения произношения дети нередко употребляют звуки, слова и даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называют уловками. В качестве речевых уловок используются дополнительные звуки «а», «э», «вот», «ну», «и». В одних случаях они выступают как средства, помогающие начать речь, а в других – чтобы скрыть или сгладить заикание.

Двигательные уловки как признак заикания у ребенка

Помимо речевых уловок, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки. При попытке что-то сказать дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, шмыгают носом, поживают плечами и т. д. Смотреть и слушать заикающегося не всегда приятно. Но учителя должны понять, что дети поступают так не в силу дурашливости, а по необходимости. Поэтому неуместны замечания педагогов: «Не дергайся, стой прямо, не раскачивайся, не гляди в сторону.»

Вспомогательные движения закрепляются настолько, что превращаются в составную часть речевого высказывания, и замечания, таким образом, не только неуместны, но и, откровенно говоря, вредны, так как они усиливают эмоциональную напряженность ребенка. Ухудшается речь, а вслед за этим следует категорический отказ отвечать.

Заикание — целый комплекс отклонений

У многих заикающихся школьников появляется страх перед речью, который еще больше усугубляет речевое состояние. Ребенок настраивает себя на то, что ему не удастся хорошо выразить мысль, что его не поймут, плохо оценят. Неуверенность в себе является одной из особенностей детей с заиканием, причиной неполноценного участия в работе класса. И учитель, восполняя этот пробел, оставляет заикающегося ученика после уроков для ответа по той или иной теме. Но поступать так – значит, впадать в глубокую ошибку: во-первых, к концу занятий из-за утомления речь ребенка ухудшается, а во-вторых, такая практика усложняет положение ребенка, закрепляет неуверенность в себе.

У заикающихся нарушена моторика, координированность в движениях; у одних отмечается двигательное беспокойство, расторможенность, у других – угловатость и скованность.

Но этим признаки заикания не исчерпываются. Под воздействием речевого дефекта и психических наслоений у заикающихся детей формируются нежелательные черты характера: неуверенность в себе, раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся имеют бОльшую наклонность к простудным заболеваниям, чем обычные дети. Если говорить о тяжести заикания, то она носит самый разнообразный характер: от легких запинок до невозможности произнесения обиходных слов.

Течение заикания поражает различными сложностями и неожиданностями: на протяжении года можно наблюдать то ослабление, то усиление заикания, и иногда и исчезновение. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний – усиливается. В незнакомой обстановке признаки заикания у ребенка проявляются сильнее, чем в знакомой. На тяжесть речевого недуга оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок.

На экзамене, на уроке дети испытывают более заметные затруднения в речи, нежели наедине с учителем или в кругу товарищей. На уроке рисования заикающиеся высказываются гораздо свободнее и чувствуют себя увереннее, нежели на уроках родного языка.

Еще одна особенность заикания в том, что оно усугубляется по мере нарастания утомления. В начале урока дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что заикающихся следует спрашивать по пройденному материалу в начале учебного дня и в начале урока.

Наблюдения показывают, что наедине с собой дети не заикаются. Не заикаются они и при пении песен, при чтении стихов, заученных рассказов.

Заикание, таким образом, не просто неполадки в речи, а целый комплекс отклонений в деятельности всего организма: заикающиеся школьники нуждаются не только в педагогическим, но и медицинском воздействии.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти