Занятия с дошкольником дома

470Воспитание и подготовка детей 5-6 лет к школе в полной мере должны быть реализованы в домашних условиях, если ребенок не ходит в детский сад. Взрослым важно знать, как организовать занятия с дошкольниками дома, чтобы избежать трудностей с началом учебного года.

Воспитание трудолюбия в семье

Деятельность детей в возрасте от пяти до шести лет усложняется. Появляются трудовые обязанности. Разумеется, ребенок и раньше по­могал взрослым, но эта помощь была эпизодической, случайной. Обязанности в том и состоят, что, независимо от желания, настроения, интереса, ребенок должен регуляр­но выполнять их. Продумайте, что можно поручить детям: поливать растения, кормить рыбок, домашних животных, накрывать на стол, мыть посуду после ужина, вытирать пыль и т. п.

В первое время порученное де­ло ребенок выполняет вместе со взрослым, затем, освоившись, са­мостоятельно, но под наблюдением старших, а позже и без непосредственного контроля (конечно, конт­роль в той или иной степени нужен всегда, изменяется только его форма). Воспитание трудолюбия в семье.

Многие родители задают вопрос: как быть, если маленькие дети от­казываются помогать по хозяйству? Прежде всего, выяснить причину отказа: нет нужных навыков, физи­чески трудно, не хочется что-то делать одному… Возможно, дошкольник нарочно не хочет помо­гать, чтобы его лишний раз просили, уговаривали. От причин будет зави­сеть и дальнейшая тактика взрос­лых. Если все дело в зарождающей­ся лени, не стоит допускать ски­док на возраст: надо, во-первых, объяснить, что все люди имеют обя­занности, во-вторых, потребовать, чтобы ребенок обязательно выпол­нил то, что ему поручено.

Даже если обязанность выполняется с видимой неохотой, не сердитесь на ребенка, а похвалите, отметьте перед дру­гими членами семьи его вклад в общий труд — увидите, в следующий раз то же самое будет выполняться охотнее. Очень любят маленькие дети трудиться рядом со взрослыми — не лишайте их этой радости. И ни­когда не обещайте награду за вы­полнение той или иной работы; самая высшая награда для ребен­ка — сознание, что окружающие довольны результатами его труда.

Очень хорошо, если часть обязан­ностей дошкольника будет связана с уходом за растениями и животны­ми. Здесь дети на практике полу­чают знания о повадках животных, о том, какие условия нужны расте­ниям для нормального роста и развития. Воспитание трудолюбия в семье.

Игровая деятельность дошкольников

Усложняется игровая деятель­ность детей. Гораздо большее место, чем прежде, должны занимать настольно-печатные игры. Выполняя правила игр, ребенок учится срав­нивать предметы по разным призна­кам («Подбери пару», «Найди та­кую же фигуру», «Цвет и форма»), овладевает классификацией («Ко­му что нужно для работы», «Цвет­ная посуда»). Вводятся и словесные игры («Наоборот», «Что бывает желтого цвета»). Полезно обучать детей игре в шашки.

Умение планировать будущую деятельность — важный элемент умственного развития, а обучаются планированию дети и в игре, и в тру­де. Например, поручив убрать часть комнаты, спросите: «Что нужно при­готовить для работы? С чего начнешь уборку? Что будешь делать потом? Закончив убирать, что нуж­но сделать?» Занятия с дошкольниками дома.

Изучаем правила поведения

На шестом году ребенок способен усвоить правила поведения в обще­ственных местах, в первую очередь основное, пригодное для любых случаев: «Везде, где находятся люди, веди себя так, чтобы не ме­шать им, будь вежлив со старшими, проявляй заботу о младших». Это главное правило каждый раз можно уточнить применительно к поведе­нию в парикмахерской, в транспор­те, на улице, в поликлинике и т. д. Конечно, вводя новое правило, сле­дует его разъяснить, но позже, в каждом конкретном случае, можно и нужно требовать выполнения прави­ла, не прибегая к разъяснениям. Некоторые взрослые настолько ув­лекаются объяснениями правил,что на их выполнение у детей не остает­ся ни сил, ни времени.

Вот, например, сценка в автобусе. Сидит мама с пятилетней дочкой, входит пожилая женщина. Мама: «Уступи тете место». Дочка: «Поче­му?» Мама: «Тетя устала». Дочка: «Я тоже устала». Мама: «Тетя ста­ренькая». Дочка: «Нет, не старень­кая, не бабушка». Мама: «Все рав­но старше тебя, будь умницей, встань». Дочка: «Еще немножко по­сижу и встану — нам все равно вы­ходить»…

Наблюдения за окружающим миром

Ребенок к пяти годам окреп фи­зически, он довольно самостояте­лен, неплохо владеет речью, с каж­дым днем увеличивается запас его представлений о мире. Можно применять разные методы для того, чтобы дети получили достаточно знаний об окружающем: прогулки, наблюдения, беседы, рассказы взрослых, чтение книг, просмотр телепередач.

Основной источник знаний до­школьника—то, что его окружает. Если ребенок не ходит в детский сад, дать представление об окружающем мире — задача родителей. Расскажите ребенку о своем селе или городе: в честь кого названы некоторые улицы, установлены па­мятники, чем знаменит город.

В старшем дошкольном возрасте часть знаний дети получают из книг, иллюстраций. Таким путем познакомьте их с жизнью народов нашей страны, со столицей.

Полученные знания и отношение к ним закрепляются, уточняются в изобразительной деятельности. Учи­те ребенка передавать в лепке, ап­пликации, рисовании то, что вы с ним наблюдали: весенние ручейки, цветущий сад, строительство ново­го дома, улицу, на которой вы живете. Можно предлагать рисо­вание с натуры: цветы в вазе, про­стые по форме игрушки.

Задания, которые взрослый пред­лагает ребенку, должны быть раз­личными и по целям и по способам выполнения. Чтобы подготовить дошкольника к будущей учебной деятельности, учите детей в зави­симости от поставленной цели поль­зоваться разными способами рабо­ты, например, в лепке иногда ле­пить из отдельных частей, а иногда из целого куска; в рисовании — проводить линии или всей поверх­ностью ворса кисти или его кон­цом; в аппликации — вырезать каж­дую часть предмета или сразу весь предмет.

Развитию умения анализировать, обобщать воспринятое способствует конструирование. Ребенок уже на­учился создавать конструкции по образцу. Теперь можно предлагать создание таких построек, которые должны отвечать определенным тре­бованиям: построить мост, чтобы одновременно могли ехать две ма­шины рядом, построить дом для лисы и зайца так, чтобы лиса не могла обидеть зайца. До начала строительства ребенок планирует его этапы, рассказывает о способах, которые он хочет применить, сам подбирает необходимые детали.

В этом возрасте особое внима­ние следует уделять культуре ре­чевого общения детей: учить гово­рить не торопясь, внятно, доста­точно громко, но без крика, в доброжелательной форме.

Занятия с дошкольником дома: грамота и математика

На шестом году начинается спе­циальная подготовка детей к обу­чению в школе (обучение элементам грамоты и математики). Большинст­во родителей интересуются, с како­го возраста можно обучать детей чтению, можно ли учить читать в 3—4 года. При очень большом ста­рании взрослого некоторые дети могут научиться читать до пяти лет, но дается это умение нелегкой це­ной: уходит много сил, приходится насильно ограничивать стремление малыша к тем видам деятельности, которые ему свойственны.

После пяти лет дети легче и охот­нее преодолевают трудности, возникающие в процессе обучения. Количество ежедневных занятий дошкольника под руководством взрослых можно увеличить до трех (если ребенок не ходит в детский сад).

Каждое занятие длится 20—25 минут, пере­рыв между занятиями — 10 минут.

Примерное распределение занятий с дошкольником дома:

(если ребенок не ходит в детский сад)

Понедельник: 1. Развитие речи (сюда входит чтение, рассказыва­ние, разучивание стихотворения, подготовка к обучению грамоте, придумывание рассказов и т. п.).
2. Конструирование. 3. Музыка (сю­да входит слушание радио, пение, движение вод музыку, игра на ка­ком-либо инструменте).

Вторник: 1. Математика. 2. Раз­витие речи. 3. Рисование.

Среда: 1. Развитие речи. 2. Лепка. 3. Музыка.

Четверг: 1. Математика. 2. Раз­витие речи. 3. Рисование.

Пятница: 1. Развитие речи. 2. Ап­пликация. 3. Музыка.

Суббота: прогулка (лес, парк, зоопарк), наблюдения в природе и беседа об увиденном.
Не забудьте о ежедневной физ­культуре!

Типичная родительская ошибка — стремление как можно быстрее вы­учить ребенка различать и называть все буквы алфавита. Начинать нуж­но с иного — с развития фонемати­ческого слуха, то есть умения слы­шать, различать и называть звуки слова в их последовательности. Вначале ребенок учится выделять и называть один звук слова. Ему говорят: «В словах шар, мышь, каша есть один и тот же звук. Ка­кой? Скажи этот звук так, чтобы он был хорошо слышен: шшшар, мышшшь, кашшша. Где находится звук «ш» в слове шар? В слове мышь? В слове каша? Придумай слова, в которых звук «ш» будет находиться в начале, в конце, в се­редине слова».

Дети охотно приду­мывают слова с заданным звуком, если это задание дается в форме иг­ры: «На завтрак Коля ел продукты, в названиях которых есть звук «с». Угадай, что он ел?»; «В магазине Оле купили игрушки, в названиях которых есть звук «р». Что ей купи­ли? ». Далее задача усложняется: ребенок называет не один звук в слове, а все звуки по порядку: «В слове «мак» первый звук—«м», второй звук — «а», третий звук — «к». Сначала берутся слова из трех звуков (типа: сом, дом), затем, из четырех (типа: мама, рама), за­тем из пяти-шести звуков и больше. Покажите ребенку, что от перестановки звуков смысл слова из­меняется (кот—ток — кто). С удо­вольствием будет ребенок произ­носить знакомые слова в обратном направлении, убеждаясь, что мно­гие из них вообще теряют смысл: шар — раш, дом — мод. Еще один вариант игры — замена одного зву­ка в слове: пар—пир, пир — мир. Все задания подобного типа выполняются в речевой форме, без азбуки.

В процессе занятий с дошкольником дома продолжайте развивать элемен­тарные математические представле­ния детей. Ребенок уже умеет счи­тать до 10, сравнивать две груп­пы предметов и определять боль­шую и меньшую из них. Теперь он должен научиться сравнивать не предметы, а числа, знать, в какой последовательности они находятся в натуральном ряду, уметь выпол­нять следующие действия и отве­чать на вопросы: «Какое число больше? Какое из этих чисел мень­ше? Какое число находится между 4 и 6? Какое число больше 9? Какое число находится между 2 и 4? Назо­ви все числа до 7! Между какими числами находится число 7? На котором по счету месте находится наш дом, если считать слева? А ес­ли считать справа?»

Чтобы ответить на подобные во­просы, вначале ребенок будет вы­полнять практические действия (брать предметы, отодвигать их в сторону, сравнивать), но к шести годам нужно, чтобы он мог выпол­нять эти действия и в уме.
Познакомьте ребенка с цифрами от нуля до девяти, но не учите писать их—лучше эти цифры вы­резать, вылепить из пластилина, согнуть из проволоки.

Покажите детям, что некоторые предметы можно разделить на рав­ные части. Возьмите листы бумаги разной формы (прямоугольные, квадратные, круглые), покажите, что, согнув бумагу, мы можем раз­резать ее по линиям сгиба и полу­чим равные части. Чтобы ребенку было интересно, включите это за­дание в реальную ситуацию: «Мы купили пирожное (прямоугольник). Нас двое и двое гостей. На сколько частей надо поделить пирожное? » Назовите части, полученные при делении: «Делили на восемь ча­стей. Дай одну часть из восьми! Дай две восьмых части!» При обучении делению на равные части важно, чтобы ребенок усвоил зависимость целое — часть: часть меньше цело­го, а целое больше части; если сло­жить все части, опять получим це­лое.

Развивайте умение детей раз­личать и называть форму окружаю­щих предметов: стол — прямоуголь­ный, яйцо — овальное, блюдце — круглое. флажок — треугольный и т. и.

Метки: занятия с дошкольником дома, если ребенок не ходит в детский сад, игровая деятельность дошкольников, воспитание трудолюбие в семье, наблюдения за окружающим миром.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти