Воспитание у детей самоуважения и уверенности в себе

2014-12-18_135419Сознательная воспитательная деятельность преследует свои цели. Что мы хо­тим заложить в фундамент будущей личности, какие хотим развить и воспитать свойства характера, убеждения — вот вопросы, которые с момента рождения ребенка не мо­гут не возникнуть перед родителя­ми. Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство са­моуважения и уверенность в себе — об этом пойдет речь в статье.

Зачем воспитывать у детей самоуважение и уверенность в себе?

Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов своей жизни научается вос­принимать окружающих, прояв­ляемое к нему отношение, самого себя. Хотя бы очень схематично да­вайте посмотрим, что с ним происхо­дит…

От окружающих его людей малыш узнает, как его зовут, мальчик он или девочка, в каком живет городе или селе, кто его родители, как их зовут. Но этого мало. Общаясь с ро­дителями, ребенок начинает осозна­вать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.

Но и это еще не все. Самое глав­ное возникает как определенный ре­зультат всех этих усваиваемых зна­ний, всех день ото дня расширяю­щихся отношений ребенка с окружающим миром: со временем ре­бенок начинает понимать, кто он такой среди людей. У него появля­ется взгляд на самого себя, форми­руется самооценка, определенная бытующими в его среде представле­ниями о хорошем и плохом, складывается внутренний регулятор «мож­но — нельзя».

Цели воспи­тания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого се­бя. Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он — человек, со всеми выте­кающими отсюда правами, обя­занностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чув­ство — чувство самоуважения, осо­знание своего человеческого досто­инства, без которого по-настояще­му нет человека, нет гражданина, нет личности.

Обычно ребенка приучают к ка­ким-то видам деятельности, фор­мам поведения. Приучают к трудо­любию, исполнительности, акку­ратности, дисциплинированности, и каждое из этих очень важных и жизненно необходимых качеств воспитывается как бы «для себя». При этом не всегда эти воспитатель­ные действия соотносятся с общей целью формирования личности ре­бенка.

Случает­ся, что родители, желая добиться от ребенка аккуратности, прибегают к наказаниям, иногда даже физическим. И добившись, что ребенок перестанет сорить или начнет уби­рать за собой, они порой наносят огромный урон его нравственности, его представлениям об идеальных отношениях между людьми, об от­ношениях детей и родителей. Ре­бенок в таких случаях, подчиняясь силе, приходит к выводу, что именно сила — самый весомый аргумент во взаимоотношениях, а воспита­ние — это набор требований, катего­рических приказов, угроз и наказа­ний.

Если речь идет о конкрет­ных навыках, о той же аккуратно­сти, то при настоятельных усилиях в конце концов мы воспитаем эту полезную привычку. В более серьез­ных жизненных случаях, где при­вычка не может быть так просто воспитана, боязнь наказания может привести ребенка к вынужденной лжи и притворству, к лицемерию и приспособленчеству. Вынужденный терпеть унизительные наказания, вывертываться и притворяться, ребенок не может не чувствовать себя плохо, не может уважать се­бя — его самооценка снижается.

Подлинное нравственное станов­ление личности обеспечивается воспитанным чувством самоуваже­ния и достоинства. Выдающийся педагог А. С. Макаренко считал по­казателем воспитанности человека его отношение к самому себе. Самоуважение, сверенное с основными коллективными ценностями и обус­ловленное ими, не позволит челове­ку ловчить и подличать, лицеме­рить и обманывать, быть жестоким и бесстыдным, выполняющим или не выполняющим требования морали только из собственного корыстного расчета. Человек с высоким чув­ством личного достоинства уважает себя и не позволит себя оскорбить, но он уважает и каждого другого человека и не позволит себе оскор­бить, унизить его.

Как можно с первых дней жизни формировать в ребенке чувство са­моуважения, человеческого досто­инства? Как научить ребенка не те­рять личного достоинства, ощущать себя человеком при любых обстоя­тельствах?

Принципы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе

2014-12-18_135233Карл Маркс утверждал, что чело­век познает себя, смотрясь в другого человека. Смотреться в другого че­ловеку — значит видеть проявлявмое этим человеком к тебе отноше­ние. Ребенок познает себя, ощущая отношение к нему родителей. Зная об этом, они должны постоянно про­являть уважение к личности ребен­ка. К тому, что уже есть и чего еще нет, но что обязательно будет.

Бук­вально с первых дней жизни ребен­ку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позво­ляет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» — уважение к будущему чело­веку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Мака­ренко, с первых дней взрослые аван­сируют маленького человека уваже­нием. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.

При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются ак­центы в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства.

Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целост­ной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества. Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конеч­но, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь лич­ное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка. Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…

Как бывает огорчительно и не­приятно, когда порой взрослые не уважением авансируют ребенка, а «навешивают» ему различные яр­лыки, смысла которых по-настоя­щему малыш даже не понимает, но очень хорошо ощущает — его бранят, обижают, ему не доверяют. Ведь кощунственно звучат по отно­шению к трех-четырехлетним малы­шам клички «обманщик», «хитрю­га», а иногда и похуже — «хули­ган» и «бандит». И не случайно Лев Николаевич Толстой считал даже физическое (тоже недопусти­мое) наказание менее страшным, чем словесное оскорбление ребенка.

Приемы воспитания у детей самоуважения и уверенности в себе

2014-12-18_1359021. Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.

2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».

3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.

5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.

6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.

7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…

8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом — дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.

9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.

10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.

11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.

12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.

13. Самое важное — это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.

Есть такая песня «Называют ме­ня некрасивою». В ней поэт очень точно подметил важность того, о чем у нас идет речь. Человек счита­ет себя таким, каким считают его люди. Жила хорошая, добрая де­вушка, искренне и абсолютно убеж­денная в своей некрасивости — та­кой ее считали все окружающие. Посмотрел на нее влюбленный парень и восхищенно сказал, как она красива. И случилось чудо — она вдруг увидела себя его глазами и почувствовала, что красива.

2014-12-18_140218Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет пра­вильно жить и благородно посту­пать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или награ­дят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном конт­роле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.

Повторяю: непросто с первых лет жизни ребенка строить с ним отно­шения на равных, проявлять на каждом шагу уважение, внимание и тактичность, но отдача так велика, что затраченные родителями уси­лия окупятся сторицей. Впрочем, слово «отдача» здесь кажется слишком будничным и приземлен­ным — речь ведь идет о счастье наших детей, а значит и о нашем сча­стье.

Метки: воспитание самоуважения, воспитание уверенности в себе у детей, формирование уверенной личности.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти