Вальс: История танца

«Вальс устарел»,
— Говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел
В нем отсталость и старость…

Действительно, есть ли сегодня человек, для которого ничего не значат, которому ничего не говорят звуки вальса? То упоительно веселые, то сладостно грустные… С ним связаны воспоминания наших родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. «Робок, несмел наплывает мой первый вальс»… Немного знаний об истории танца мы почерпнем из статьи журнала «Семья и школа», 1968 год.

Сколько же лет живет этот танец?

Бурной и шумной была молодость вальса. Он прошел через гонения, нападки, он выдержал долгую борьбу. Вальс появился в то время, когда бытовые танцы по характеру своему были строго регламентированы. Отношения кавалеров и дам чопорны, танцующие были похожи на марионеток. У Мопассана есть рассказ, герой которого — студент встречает в пустынных уголках Люксембургского сада старичков, которые показывают, как танцевали менуэт во время Людовика XV (1715 — 1774 год). «Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которым дает движение какой-нибудь старый испорченный механизм, сделанный когда-то рукой искусного мастера по правилам его времени». Призраки учтивого века…

И вот когда на городские площади, в великосветские салоны, на увеселительные балы ворвался танец свободный, естественный, как сама жизнь, как то чувство, которое увлекает и кружит влюбленных, ревнители этикета, хранители морали не могли сдержать негодования. Само кружение партнера с дамой, то, что он держит даму за талию, казалось неслыханной вольностью. «Это грозит нравственным устоям общества, танец — это церемониал, он не должен отражать чувства танцующих», — говорили законодатели балов. «Танец должен иметь душу», — возражали роман¬тики, защищавшие вальс. Этот танец был созвучен самой эпохе, в которую и наука и искусство ставили в центр внимания человека, его естественные потребности, социальные устремления, общественные связи. Тем большую ненависть вызывал он у охранителей старины. «Я вполне понимаю дам, с таким увлечением танцующих этот танец, вальс, — но как они допускают, чтобы его танцевали их дочери?»— эта фраза принадлежит одному из общественных деятелей Франции начала XIX века. В предписаниях российской полиции при Павле I (1796 — 1801 год) значилось запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».

Вальс пытались убить, выгнать за дверь, но он расцветал на площадях и возвращался обратно в светские салоны. Ритмы вальса задолго до официального рождения существовали в народных песенках. Среди них особую любовь получила песня «Ах, мой милый Августин», известная и нам. Под нее танцевался медленный танец дреер — прямой предшественник вальса. Вальс запрещали, а он — дитя народного искусства — мужал, набирал силу. Но вот появились композиторы — короли вальса. И тогда под звуки музыки Ланнера (1801 — 1843) и великого Иоганна Штрауса (1825 — 1899) затанцевала Вена, а за Веной весь мир. Вальс стал «королем танца». Вальсы танцевали и пели. Появились национальные разновидности вальса. Вальс стал классикой бытового танца.

Классика в искусстве потому и называется классикой, что она прошла испытание временем. Каждое время может черпать из этой классики свое, может заново прочитывать ее.

Такой разный вальс…

В сокровищнице танцевального искусства, пожалуй, нет танца более лаконичного, простого и одновременно сложного, потому что он требует благородной простоты, изящества. Нет танца более эмоционального, возвышенного и естественного, близкого природе человеческой. И нет танца более разнообразного. Вальсы бывают лирические, бравурные, искрометно веселые. Бывают и трагические — вспомните вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» — предчувствие трагического исхода звучит в музыке. И пробуждение первого юношеского чувства в вальсе Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир».

«Смеётся вальс над всеми модами века…» Может быть, потому, что он многое может выразить. И не только в искусстве, просто — в быту. В разном настроении, в разном возрасте вальс будут танцевать по-разному, и о разном он будет рассказывать. Только одного не допускает вальс — расхлябанности, некорректности в отношениях партнеров. Тогда он вянет, теряет свою прелесть. Вот заметьте: когда на вечере объявляют вальс, первое движение мужчины — подтянуться, стать стройнее, поправить галстук, а лотом уже подойти к даме.

Да, вальс не устаревает потому, что в нем с особой полнотой раскрываются взаимоотношения мужчины и женщины. Как бы ни менялись времена, женщина будет ценить в мужчине его силу, возможность довериться ему, найти в нем покровителя, а мужчины будут, наверное, всегда, если не говорить, то ощущать, что сила женщины — в ее слабости. И какой танец, как не вальс, выражает эту доверчивость женщины, которую увлекает, кружит партнер! Для того чтобы провальсировать 5—10 минут, мужчина должен проявить незаурядную силу и ловкость, а от женщины требуется легкость, грация и умение положиться на партнера. Весь танец — ответственность мужчины за женщину.

Красиво танцуют вальс те, кто умеет выразить в нем и чувство собственного достоинства и целомудренное, уважительное отношение к женщине. В известном смысле этот танец становится проверкой самого себя.

Красиво танцует вальс тот мужчина, который, увлекая партнершу в круженье, не стиснет ее, как в клещах. Красиво танцует вальс та женщина, которая свободно положит руку на плечо партнера, а не повиснет у него на шее.

Порой, когда смотришь некоторые современные танцы, то замечаешь, что движения мужчин и женщин по характеру своему не разнятся, их взаимоотношения в танце небрежны, а то и вовсе не видны. Вальс сохраняет самое прекрасное, что есть в женщине, — ее женственность. И самое достойное в мужчине — его рыцарственность, благородство.

Твист и чарльстон —
Вы заполнили шар земной.
Вальс оттеснен,
Без вины виноватый…

Жизнь идет вперед. Рождаются новые танцы. Вальс «оттеснен» не только модой. Он требует простора; на вечеринках в маленьких квартирах не очень-то повальсируешь, да и на танцплощадках, где набивается множество народу, тоже не развернешься. Жалко, что у нас исчез распорядитель танцев — молодой человек, следивший за соблюдением правил, часто он становился душой балов. И всегда особенно торжественно он объявлял вальс.

Пусть проходят года.
Все равно никогда
Не состарится вальс.

Я не считаю вальс единственным хорошим бальным танцем. Я не рекомендую танцевать только его. И в танго, и в фокстроте, и в чарльстоне есть своя прелесть. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что все, кто танцует вальс история танца, получают истинное удовольствие.

Автор неизвестен

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти