Уроки хлеба

(из книги «Азбука питания и воспитания», автор С. И. Елкина, Издательство «Знание», 1977 г.)

В классе так тихо, что слышно дыхание каждого. Мягко бегут по тетрадкам шарики авторучек. И шелест перевернутой страницы в тишине звучит неожиданно громко.

"Азбука питания и воспитания" С. И. Елкина, Издательство «Знание», 1977 г.

Сегодня необыкновенный и трудный урок. 4-й Б пишет сочинение о хлебе. О том самом хлебе, который можно купить в магазине и ежедневно увидеть на столе, который так чудесно пахнет, особенно если он еще теплый, о хлебе, который можно есть с молоком, маслом, супом, а в походах, если захочется, поджаривать на костре.

Но сегодня школьникам предлагают взглянуть на хлеб с другой стороны – изложить свои знания о нем. На доске – белым по черному – вопросы:

Как делают хлеб?

Сколько он стоит?

Что родители говорили тебе о хлебе?

Зачем нужен хлеб?

Совсем непростые для «четвероклашек» вопросы. Ведь хлеб – это понятие емкое. С хлебом – в широком смысле этого слова – связано очень многое в нашей жизни. Это, как пишут сами ребята, одновременно «ценный продукт питания» и «символ труда и мира». Вот почему так сосредоточены лица.

Этот замечательный эксперимент – «урок хлеба» — провели учителя 209-й школы города Ленинграда по просьбе журналиста Ю. Роста, чтобы выяснить, что знают ребята, родившиеся через четверть века после первой блокадной зимы, о хлебе.

Ответы ребят опубликованы в «Комсомольской правде» 17 апреля 1976 года. Ю. Рост сохранил детскую орфографию.

Дети пишут о хлебе, а если задуматься, раскрывают сложные взаимосвязи между материальным и духовным в нашей жизни. Они всегда рядом – вопросы питания, воспитания и развития. Сами того не подозревая, в своих сочинениях дети рассказывают, что основа жизни всего нашего общества – труд, и отношение человека к хлебу, говорит об умении или неумении уважать свой, чужой и особенно коллективный труд. Через отношение к хлебу раскрываются ценнейшие качества личности: широта натуры, доброта и способность к самопожертвованию.

Как делают хлеб? – «Очень трудно». Для того, чтобы получить одну буханку хлеба, нужно много потрудиться». «Хлеб выращивают в колхозах и совхозах трудом людей». «Сперва рыхлят землю, потом сажают семена, потом ждут, потом жнут, потом молотят, потом продают, потом покупают, потом едят»…

Немудреным языком дети показывают диалектику понятия «цена хлеба». «В магазинах хлеба много, и каждый хлеб стоит по-разному: круглый черный – 14 коп., кирпичик – 16 коп., булочка-плетенка стоит 25 коп., городская – 7, батон за 13». И более глубокий взгляд: «Хлеб стоит очень дорого, потому что спечь хлеб и вырастить очень трудное дело». «Хлеб в Советском Союзе стоит дешево, но его надо заработать». xleb3В блокаду цена хлеба – жизнь: «… В трудную минуту, когда мой папа лежал (в осажденном Ленинграде) в полумертвом состоянии, соседи нашли корочку хлеба. Мой папа выжил».

Отвечая на вопрос, что родители говорили им о хлебе, ученики, опять-таки не подозревая этого, рассказывают о том, как их воспитывали, как через отношение к хлебу учили оценивать человека: «Многие люди покупают хлеб для свиней. Это очень ужасно». «Кто выкидывает хлеб, тот не ценит труд других. И никогда не поймет, что такое хлеб». «Моя бабушка в партизанском отряде … отдавала хлеб раненым, а сама вместо хлеба иногда ела землю. Вот что значит жить без хлеба».

Они хорошо знают, зачем нужен хлеб: «С помощью хлеба мы существуем…» «… Хлеб приносит человеку силу, бодрость, трудоспособность». И вдруг чуть ли не философское понятие слова «хлеб»: он «считается самым главным действующим лицом в нашей жизни».

Даже не зная ребят, по коротким ответам можно представить не только их самих, но и их родителей, учителей, их город и страну. «Хорошие, разные люди – ленинградские школьники. Почти все они знают, что такое хлеб, они чувствуют, что такое труд, и помнят, что такое война», — заключает журналист.

xleb4Но кто-то из школьников на вопрос о цене хлеба ответил: «Не знаю». И еще кто-то рядом с вопросом «Что родители говорили тебе о хлебе?» поставил сиротливое: «Ничего». И это тревожный симптом, потому что кто не знает, как достается хлеб, тот не ценит труд других, потому что проблема «хлеба» в широком смысле этого слова – это проблема и питания, и воспитания. Знания о хлебе, о его роли в жизни, правильное отношение к хлебу, помогают маленькому человеку понимать жизнь, во многом формируют его взгляды, прививают культурные навыки. А ведь понятие «культура питания» не сводится только к умению хорошо вести себя за столом и правильно обращаться с ножом или вилкой, а предполагает глубокие и всесторонние знания о потребностях организма в различных питательных веществах, режиме, организации приема пищи, о вредных последствиях неправильного питания в жизни человека и о зависимости между характером питания и привычками, формирующими характер растущего человека.

Практика показывает, что знания такого рода не только у детей, но и у многих родителей иногда недостаточны. И это, как в зеркале, отражается в поведении детей.

Приведем еще один пример из школьной жизни.

Только что прозвенел звонок с последнего урока, и Зоя Ивановна, руководитель группы продленного дня одной из московских школ, повела своих «первоклашек» в школьную столовую.

Школьная буфетчица тетя Надя с помощью дежурных старшеклассников уже расставляет тарелки с пирамидками хлеба, с дымящимся борщом.

Зоя Ивановна еще в классе объяснила, как нужно вести себя в столовой. И все-таки произошло неожиданное. БОльшая часть учеников стайками окружила умывальники. Но несколько малышей сразу кинулись занимать места, шумно задвигали стульями. Некоторые схватили по две сладкие булочки, приготовленные на третье, — свою и чужую. Кто-то уже начал обед… с компота.

xleb5Пришлось срочно наводить порядок. Но и во время обеда все вели себя по-разному. Похожий на туго надутый футбольный мяч краснощекий Вася быстро съел первое и второе и попросил добавки. А бледная и худенькая Люда так и не притронулась к своей тарелке, пока в ней не начался «ледоход».

— Я не люблю с капустой, — тихо объяснила она.

Петя вдруг громко заплакал: кто-то выпил его компот. Остальные дети сидели спокойно и дружно работали ложками и вилками. «Какая молодец! – сказала Зоя Ивановна Лене, которая аккуратно постелила на колени бумажную салфетку. – А вот Вова почему-то ест борщ без хлеба, а Катя уже посадила на фартук жирное пятно. Зато на Любу просто смотреть приятно – так ловко она орудует вилкой».

… Казалось бы, обычный обед, но как много открылось в этой сцене. Какие они разные, дети, и поведение каждого ребенка, как зеркало, отражает порядки, заведенные дома.

Пожалуй, больше всего в этот момент Зое Ивановне хотелось, чтобы здесь, в столовой, незримо присутствовали родители этих детей. «Ну что же, придется побеседовать с ними», — подумала Зоя Ивановна.

Современные дети, к счастью, не знают, что такое жить без хлеба, ведь в наше время царит полное продовольственное изобилие. Но становятся ли они от этого богаче и счастливее духовно? Прочитав эту статью из бабушкиной книги, я спросила племянницу, которая давно вышла из возраста четвероклашки (она в 9-м):

Как делают хлеб?

Сколько он стоит?

Что родители говорили тебе о хлебе?

Зачем нужен хлеб?

Вот что она ответила:

«Так, как делают хлеб? Сначала намешивают тесто, потом в формы тесто заливают, потом в печь огромную на некоторое время испечься, потом вытаскивают, дают отстоятся, чтобы остыл, и иногда его упаковывают.

Сколько он стоит? Честно, не смотрю, когда покупаю. Ну, чёрный рублей 16-18, белый 23-25.

Что родители говорили тебе о хлебе? Папа говорил, что если буду есть много белого хлеба, то меня разнесёт (смеется).

Зачем нужен хлеб? Чтобы бутерброды делать. Ещё чтобы вкуснее было борщ есть, борщ без корочки чёрного хлеба не борщ, и вообще, чтобы просто его со всеми блюдами есть, так больше наедаешься» (ценит все-таки )

Научить ребенка ценить хлеб В этом году юбилей освобождения блокадного Ленинграда. И именно сейчас важно вспомнить цену хлеба и преподать уроки хлеба подрастающему поколению, ведь, как видно, хлеб – не только средство пропитания, но и воспитания.

А Вы знаете цену хлеба?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти