Сухомлинский о воспитании умственно отсталых детей

2014-12-07_173251Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в течение 20 лет занимался проблемой изучения индивидуальных особенностей детей малоспособных и медленномыслящих, воспитанием умственно отсталых детей. Им вскрыты причины отставания этих обездоленных детей. Одни из них первичные — наследственные явления, болезнь в раннем детстве (ревматизм, рахит, менингит, энцефалит) и вторичные причины — неправильное воспитание в раннем детстве. В некоторых случаях вторичные причины оказались основными. Нездоровые, конфликтные отношения, алкоголизм родителей, интеллектуальная ограниченность семьи в сочетании с убогостью эмоциональной жизни и определяют сущность беды — слабый ум ребенка. Психологи называют таких детей детьми с временной задержкой развития и рекомендуют обучать их в особых школах. Сухомлинский же пишет: «Я убежден, что учить и воспитывать таких ребят надо в обычной школе: полноценная интеллектуально насыщенная и постоянно обогащающая среда— одно из важнейших условий их спасения».

За 35 лет педагогической деятельности Сухомлинский воспитал 107 таких детей. Из них 55 окончило 10 классов, 25 получили среднее образование, 10 окончили профтехучилища и вечерние средние школы, 5 приобрели специальность на курсах, 10 получили высшее образование, 2 из-за серьезности болезни окончили 8 классов.

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. Они легкоранимы, и поэтому их надо защищать. Сфера их интеллектуальной жизни в детстве тесно сливается с нравственной. Каждая неудача в учении воспринимается как горькая обида (впрочем, до тех пор, пока сердце не притерпится и не одеревенеет, но тогда уже и речи не может быть ни о каком спасении). Малоспособные ученики — это не просто дети со сниженной памятью: у них угнетенное, застывшее, «окостеневшее» мышление. Они никогда и ничему не удивлялись, не изумлялись, не ликовали. Они не чувствуют юмора, редко смеются, болезненно реагируют на шутки. Это и понятно: смех — один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. Если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно.

2014-12-07_173224

Учитель, работая со всеми детьми, не может не учитывать этих особенностей. Как правило, умственный труд на уроке требует особенного напряжения мысли и памяти. «Запомнить все эти дети не могут, а оценка умственного школах повсюду выводится на основании того, что ученик запомнил и по требованию учителя воспроизведет (вообще-то и для такого вывода у меня есть все основания, что добрую половину того, что заучивают в школах ребята, особенно по гуманитарным предметам, не надо заучивать. Неумение найти правильные критерии оценки умственного труда школьников — это настоящая беда, порождающая зубрежку отупляющая даже способного ученика)»,— пишет В. A. Cyxoмлинский.

Учителя часто стремятся оценить успех малоспособного ребенка по тому, как он запомнил урок. «Тренировать память, заставляя заучивать, а потом воспроизводить заученное, нельзя! Это губительно для ребенка». Таким образом, влияя только на память ребенка, мы не можем обеспечить полноценную функциональную деятельность мозга. «Развитие невозможно без гармонического влияния па психическую духовную жизнь человека» — вот главный вывод, к которому пришел В. А. Сухомлинский. В его педагогической теории и практике можно определить главнейшие пути в воспитании таких детей.

Мозг человеческий — величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, однообразный, адски сложный и мучительно трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет. Труд этот требует такта, исключительного уважения к человеческой личности. «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».

2014-12-07_172913

Оценивать знания такого нужно только при условии,  если они у него есть, если ребенок добился успеха в самостоятельной работе. Ни с чем не сравнимую радость успеха переживают такие дети, если они самостоятельно, например, решили задачу, пусть даже потратив на нее 2—3 урока. Если ребенку знакомы радость познания, радость успеха, то желание знать всегда будет сопутствовать его труду.

При желании знать вступает в действие еще одно могучее психологическое средство: обогащение интеллектуальной и эмоциональной жизни ребенка. В 1968 г. в газете «Известия» Сухомлинский писал, что, по его «глубокому убеждению, вся система обучения в современной школе страдает очень серьезным недостатком: не хватает умственного воспитания — специальной работы, направленной на развитие способностей ученика. Ученик из года в год, изо дня в день повторяет чужие мысли, а своих собственных не выражает. Перед ним ставится единственная задача: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести».

В основу системы обучения нужно положить живое слово и творчество ребенка, не повторение чужих мыслей, а творение собственных. «Я уверен: чтобы пытливость, любознательность, живость ума и яркость воображения не только не угасали, но развивались, необходимо то, что я называю уроками мышления. Наша книга — окружающий нас мир, солнце, деревья, цветы, бабочки и звуки многоголосной и сложной музыки природы. Каждый наш поход посвящен одной страничке книги природы… «Живое и нежное в природе», «Жизнь в воде и на суше» и т. д. Дети учатся видеть, познают на собственном опыте глубокую связь между предметом и словом. Дети воспринимают окружающий мир не только умом, но и сердцем. Они глубоко ощущают эмоциональную окраску слова. Слово становится как бы искрой, зажигающей порох собственной мысли. На таких уроках дети не только слышат — чувством, воспринимают слова: вечерняя заря, летние сумерки, мерцание звезды и т. д. Звучание этих слов навсегда слилось в их сознании с яркими, незабываемыми картинами, волнующими сердце, а потому и стало в их сознании глубоко личным, своим».

2014-12-07_173009

Каждого ребенка надо учить наблюдать, подмечать отношения между вещами, явлениями. Показывая отношения между предметами, необходимо раскрывать десятки причинно-следственных связей. Дети мысленно должны проникать в тайны жизни. На этих уроках цель запоминания отодвинута. На первом плане удивление, изумление перед открытием и загадками природы. Такая работа была бы немыслима без богатства слова. Движение мысли облегчается с помощью выразительного, богатого, эмоционального оттенка слова. Оно должно стать средством умственного воспитания отсталых детей. Благодаря слову дети могут составлять сказки. Поэтическое творчество — тонкая изящная школа эмоциональной жизни. Здесь звонче всего льется смех, здесь живут печаль и радость, сострадание к человеческому горю и нетерпение к злу.

«Мы,— пишет Сухомлинский, сложили 1000 сказок, ценных тем, что во время работы над ними мозг учился не только принимать информацию, но и выдавать ее». Во все годы воспитания умственно отсталых, малоспособных детей жизнь их была насыщена чтением специальной хрестоматии, составленной Сухомлинским, где жизнь была показана образно и эмоционально. «Яркая мысль, живое слово и творчество ребенка — на этих трех китах должно стоять все содержание, весь характер духов¬ной жизни, умственное развитие школьника». В результате многолетней практики Сухомлинский установил, что сложившаяся система дополнительных занятий с такими детьми порочна. Ребенок, прозанимавшийся 5—6 часов на уроках, не может работать производительно.

В работе с такими детьми Сухомлинский рекомендовал учителю проявлять особый педагогический такт. Сниженная способность к обучению, отклонение от нормального психического развития не является фактором, который бы обрекал ребенка на отсталость. Отклонения не должны накладывать на ребенка клеймо неполноценности. Возможности воспитания способностей очень велики. В условиях правильного воспитания умственные способности даже при значительных аномалиях постепенно развиваются, выравниваются. «Необратимых отклонений, которые бы обрекали на длительную ограниченность, нет», — утверждает Сухомлинский.

И здесь немаловажная роль отводится терпеливым учителям, которые должны помнить, что быстрого перелома в деле воспитания как у нормальных, так и обездоленных детей быть не может. Оптимистическое отношение к обучению как со стороны учителя, так и со стороны ученика — это необходимое условие того, чтобы умственные силы и способности человека развивались. Ученик должен верить в свои силы.

Решающее значение в воспитании умственно отсталых детей имеет единство воспитания и обучения, и в первую очередь умственное воспитание. Отклонения в умственном развитии возникают вследствие особенностей взаимосвязи между корой полушарий головного мозга и органами чувств. Один из практических путей развития умственных способностей детей — научно-образная основа мышления и единство умственных операций и практической деятельности.

Слабость мышления как раз и состоит в том, что ребенку с отклонениями от нормы тяжело переходить от конкретного к общему, тяжело анализировать, синтезировать, обобщать. Вот почему важным средством воспитания ума Сухомлинский считал ручной труд, наполненный интеллектуальным содержанием. Кроме этого, дети с отклонением от нормы должны пройти продолжительную школу наглядно-образцового мышления. «К сожалению,— пишет Сухомлинский,— и в обучении нормальных детей часто этот этап проходит очень поспешно. А для детей с отклонениями от нормы очень важно не только увидеть, но и сосредоточиться на том, что видит. Этому ребенку необходимо долго, иногда очень долго смотреть, разглядывать предметы, определенные стороны предметов и явлений. Мысль у них возникает часто только после очень продолжительного рассматривания (например, схем, рисунков и т. д.). Вот почему важно на уроках таким детям давать специально подготовленные задания с наглядными изображениями того, что требуется осмыслить; можно, например, давать схематическое изображение задач.

Большую возможность в выравнивании умственного развития слабоспособных, осталых детей имеет богатство эмоциональной жизни, особенно интеллектуальных чувств. Слабость умственной деятельности таких детей соединяется с неразвитостью интеллектуальных чувств. Малоспособный и медленномыслящий ребенок не может переживать в полной мере чувство удивления перед истиной, которая открывается в результате напряженной умственной деятельности. Вот почему необходимо у них развивать чувство удивления. Благодатны в этом отношении экскурсии в природу.

2014-12-07_172826

Большое значение имеет также приобретение детьми прочных навыков и умений чтения и письма. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Тридцатидвухлетний опыт убедил меня в очень важной педагогической закономерности (возможно, она открыта эмпирическим путем, однако она имеет исключительное значение): чтобы без особых трудностей овладеть программой, ученик с естественными умственными данными должен читать в 3—4 раза больше по сравнению с обязательными программными сведениями… Ученикам же, которые встречают непосильные трудности, необходимо читать в шесть-семь раз больше». Предметом их мысли должен быть многогранный мир вещей и явлений. На первом плане должна стоять научно-популярная книжка с красивыми рисунками.

Необходимо для таких детей подбирать для чтения статьи, в наибольшей степени раскрывающие содержание понятий, обобщений, научных характеристик. В результате чтения возникают вопросы, с которыми дети могут обращаться к учителю,— это и есть важнейшее условие умственного развития. Если малоспособный ребенок ничего, кроме учебника, не читает, нельзя ожидать выравнивания его умственных способностей. «Чтение учит детей мыслить, мышление становится стимулом, который пробуждает силы ума. Индивидуальная работа с умственно отсталыми учениками должна быть направлена на организацию их внеклассного чтения, которое бы озаряло знания, полученные на уроке, светом научных знаний. Не дополнительные занятия, не бесконечные подтягивания, а чтение, чтение и еще раз чтение — вот что сыграет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться».

«Сотни наблюдений,— пишет В. А. Сухомлинский,— привели к выводу: в момент удивления вступает в действие какой-то стимул, который будит мозг и заставляет его усиленно работать». Исключительное значение придавал Сухомлинский обучению детей решению специально разработанных задач, основанных на народной педагогике. Дети научились решать задачу в общем виде без действий над числами. «Пока ребенок не научится решать задачи в общем виде, нечего и думать об успешном обучении его математике».

Сухомлинский указывал также, чтобы в процессе обучения учителя не забывали, что дети со сниженной способностью к обучению не могут идти одновременно с другими, не могут успешно овладевать теми знаниями, которыми овладевает основная масса учеников. А отсюда само собой напрашивается вывод, что для успешного овладения знаниями слаборазвитым детям необходимо подбирать особые задания, учитывать и объем работы, и сложность, и время, необходимое для успешной умственной деятельности. Поэтому в Павлышской школе «каждый учитель с особым вниманием продумывает индивидуальные задания для тех детей, которые в связи с индивидуальными особенностями мышления встречают большие трудности в обучении»,— писал В. А. Сухомлинский.

2014-12-07_172936

Индивидуализация самостоятельной работы — это серьезная проблема обучения, которой педагогический коллектив Павлышской школы занимается с 1950 г. В последнем плане работы школы, составленном В. А. Сухомлинским на 1970/71 учебный год, были определены следующие конкретные задачи по воспитанию умственно отсталых детей:

  • проводить специальные уроки мышления среди природы, рассчитанные на пробуждение, активизацию, яркую эмоциональную окраску умственных сил;
  • наблюдать красоту природы, пробуждение у детей чувства удивления, изумления, восторга;
  • создавать обстоятельства, способствующие пробуждению яркого эмоционально-нравственного состояния (радость, сострадание, сопереживание, готовность прийти на помощь, сочувствие, непримиримость, нетерпимость ко злу);
  • пробуждать чувство красоты слова;
  • достигать исключительно важной цели: чтение должно войти в духовный мир слабомыслящего ребенка, стать его потребностью;
  • постигать, понимать, чувствовать, переживать героическое и трагическое как наиболее глубокие и яркие человеческие состояния;
  • читать специальную хрестоматию «Мир человеческого» (рассказы и сказки, побуждающие яркие нравственные и эстетические чувства);
  • воспитывать способности слушать музыку природы, музыкальные произведения;
    решать задачи на сообразительность;
  • творчество (составлять рассказы и сказки);
  • предусмотреть умный труд рук;
  • правильное питание.

Таковы взгляды Василия Александровича Сухомлинского по вопросу воспитания умственно отсталых детей, и обучения детей с замедленными процессами мышления, то есть малоспособных.

В статье была использована следующая литература: Сухомлинский В. А. Воспитание и обучение слабоумных, малоспособных и медленномыслящих детей. В протоколах психологических семинаров Павлышской школы, 1970.

Метки: воспитание умственно отсталых детей, нравственное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка, семейное воспитание умственно отсталых детей, Сухомлинский о воспитании детей, Сухомлинский о здоровье детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти