Рассеянный ученик. Что делать?

2016-10-12_111956Поговорим о двух противоположных психических состояниях, имеющих первостепенное значение для обучения и воспитания детей: о сосредоточенности и рассеянности. Излишне много говорить о том, как важно воспитывать сосредоточенность, — все мы знаем, что рассеянность даже самым способным и старательным детям мешает в учебных занятиях.

Причины рассеянности у детей

Посмотрим на ученика, так сосредоточенного на домашнем сочинении или математической задаче, что вправе сказать: он погрузился в эту работу. Когда к нему с вопросами, он не слышит или же, слыша, просит не мешать. Сосредоточенность в том и проявляется, что из сознания выключается все, что не имеет отношения к работе.

Стержень сосредоточенности — внимание. Но сосредоточенность (как более или менее продолжительное психическое состояние) не сводится к одному вниманию. Она — мобилизация всей психики: мыслей, чувств, волевых усилий.

Долго сосредоточиться на чем-нибудь очень простом и неизменном невозможно. Поставьте на чистом листе бумаги жирную точку и как можно дольше смотрите на нее, не отвлекаясь в сторону. Вы увидите, что точка то появляется перед вашими глазами, то исчезает. Дело в том, что нервные клетки не могут выносить долгого напряжения при воздействии на них простых и однообразных раздражителей. Когда точка исчезает — это значит, что временно прекратилась необходимая для ее восприятия работа клеток. Они отдохнули, стали активными — и вы снова видите точку.

Но если рассматривать сложный и изменяющий предмет, то на нем можно долгое время быть сосредоточенным, не отвлекаясь в сторону. Дети в состоянии три часа смотреть фильм, если его содержание сложно и динамично.

Легче сосредоточиться на том, в чем человек активно участвует. Мать удивляется, почему ее сын, не отличающийся прилежанием, может часы проводить над конструктором. Но в этом удивительного ничего нет. Работая с конструктором, сын самостоятельно ставит перед собой задачи, которые его очень интересуют.

Трудно сосредоточиться на неинтересном деле, но это часто необходимо. Детям приходится выполнять нужную, но неинтересную работу. Тогда им, как говорится, приходится себя «подстегивать» такими побуждениями, как чувство долга и ответственности, нежеланием принести огорчения родителям…

Нельзя сосредоточиться на том, что непонятно, не имеет смысла. Отец делает длинное наставление сыну-второкласснику, причем говорит трудным, непонятным для ребенка языком. Через несколько минут отец с гневом порицает мальчика: «Да ты не желаешь меня слушать, смотришь по сторонам!» Но как можно внимательно слушать непонятное!

Для сосредоточенности важны некоторые внешние условия и прежде всего отсутствие помех. Родители делают выговор своей дочери за то, что она несосредоточенно готовит уроки, часто от них отвлекаясь. Но рядом в комнате родители и старшая сестра смотрят интересную телепередачу— девочка «мысленно» тоже с ними, и потому она время от времени, готовя уроки, задает вопросы: «Интересно?», «А кто играет?».

Никогда не отвлекайте детей, занятых подготовкой уроков, для выполнения каких-либо поручений. Только сосредоточилась девочка на подготовке к контрольной работе, как мать посылает ее в магазин. Помогать родителям по хозяйству, конечно, надо. Но давайте и мы будем уважать работу своих детей, зная, насколько детям трудно приходить вновь в состояние сосредоточенности после того, как их хотя бы на короткое время отвлекли.

Но помехи не всегда устранимы. К ним приходится приспосабливаться. Конечно, искусственно создавать трудности, чтобы «закалить» внимание детей, нельзя, но важно воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивость», то есть приучить их сохранять сосредоточенность и при помехах.

Ученица 5-го класса возмущается, что в то время, когда она готовит уроки, рядом играет ее маленькая сестренка, мешая сосредоточиться. Но эту сестренку увести некуда, и, если бы ученица хотела, она могла бы привыкнуть к этому и не отвлекаться.

И вот когда ученик в течение некоторого времени не может или не хочет сосредоточиться, то у него возникает состояние рассеянности.
Не будем путать это состояние с той «рассеянностью», которая, напротив, идет от слишком большой сосредоточенности. Много рассказывают потешных и правдивых историй о «рассеянности» ученых.

Такого рода «рассеянность» случается и у детей. Девочка с большим интересом читает книгу и так в нее углубляется, что не замечает обращенных к ней слов родителей.

Но мы говорим о состоянии рассеянности, которое связано с отсутствием всякой сколько-либо продолжительной сосредоточенности. Здесь надо различать два случая.

Вот третьеклассник, резко выраженный флегматик. Это очень полный неповоротливый мальчик, прозванный друзьями медвежонком. Пассивность, полусонное состояние мешают ему быстро и надолго сосредоточиться. Такого же рода рассеянность можно наблюдать у детей, когда они утомлены или заболевают.

А вот эта пятиклассница очень подвижна и активна. И все же она очень рассеянна потому, что ее активность стихийна. Готовя уроки, она, не закончив одного, принимается за другое, потом опять возвращается к первому, прислушивается к доносящемуся из соседней комнаты радио, неожиданно бросает занятия и идет сообщить матери какую-то новость, вдруг вскакивает и звонит подруге по телефону.

Одного ученика дома спросили о том, что он видел во время экскурсии. Он так ответил: «Все было интересно — глаза разбегались». Да, следует иметь в виду, что у очень живых и активных детей нередко «разбегаются глаза», они быстро переключают свое внимание с одного предмета на другой и тем самым его рассеивают.

Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера. Приучайте детей твердо следовать правилу: никогда не приступать к занятиям в состоянии рассеянности, не допускать ее во время работы. (Другое дело — часы отдыха. Было бы неправильно требовать от детей, когда они отдыхают, сильного сосредоточения, вызывающего утомление).

Излишняя торопливость приводит к рассеянности, но к ней приводит и слишком большая медлительность. Экспериментальные исследования показали, что чересчур медленное чтение, если оно не относится к особо трудному материалу, вызывает рассеянность так же, как и слишком поспешное.

Но что можно сделать, чтобы успешнее воспитывать сосредоточенность, бороться с рассеянностью?

Мы советуем всячески углублять интересы детей. Родители недоумевают, почему их сын, такой «живой» и «способный», рассеян на уроках и при подготовке домашних заданий и из-за этого не получает хороших отметок. Дело в том, что у мальчика, действительно живого и способного, нет устойчивых интересов, он увлекается то тем, то другим и ни на чем не может серьезно остановиться.

Обязательно учитывайте возраст детей.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут долго заниматься одним и тем же делом, и потому в занятиях с ними должно быть больше разнообразия. Ни в коем случае нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями. Приучать к сосредоточенности надо постепенно.

Рассеянность подростка связана с его бурной, но часто стихийной активностью. Он гораздо больше, чем младший школьник, в состоянии надолго сосредоточиваться, но он не любит заставлять себя, а еще больше не любит, когда его заставляют.

Начало полового созревания у подростков может вызвать временное состояние рассеянности. Особенно это касается девушек. Такого рода рассеянность следует правильно понять — она бывает связана с недомоганием. Надо следить за тем, чтобы в это время ученица не была перегружена. Но во многих случаях девушки в это время не снижают работоспособности и никакой особой рассеянности не проявляют, если они берут себя в руки и соблюдают необходимые гигиенические требования.

Если рассеянность укрепляется, то она обычно «срастается» с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении с людьми — с нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту — с неорганизованностью, неаккуратностью.

Нам следует проявлять зоркость по отношению к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если подросток слишком надолго сосредоточился на неприятных мыслях и чувствах, обнаруживая то, что психологи называют душевной вязкостью, то надо его от них отвлекать. Воспитывая сосредоточенность, надо вместе с тем следить, на что она направлена.

Воспитывать у детей волю, сознание долга, чувство ответственности — вот самый прочный фундамент для развития сосредоточенности и предупреждения «размагничивающей» рассеянности.

Из журнала «Семья и школа», 1971 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти