Н. К. Крупская о роли материнства

молодая Крупская фотоМысли выдающегося деятеля и замечательного педагога Н. К. Крупской о воспитании детей, о женщине-матери имеют и в наше время глубокое жизненное значение.

Всю свою жизнь Надежда Константиновна Крупская боролась за осуществление идеи о раскрепощении женщины и об активном вовлечении ее в общественную жизнь. В 1920 году она писала: «Если в войне могли принимать участие не все женщины, а лишь сравнительно небольшая часть их, то в строительстве новой жизни может и должна принять участие каждая женщина».

Лишь участие в общественном труде помогает женщине-матери освободиться от пут старого, а это — главное и в воспитании детей в духе коммунизма. «Общественная работа матерей-домохозяек, — писала Крупская, — имеет громадное воспитательное значение для всех ребят».

Деятельность Н. К. Крупской во многом была посвящена теме семейного воспитания. Надежду Константиновну постоянно заботил вопрос — как помочь матери—работнице и крестьянке в воспитании детей. Она считала, что решающая роль в этом принадлежит рабоче-крестьянскому государству. «Надо, — писала она, — чтобы государство взяло на себя не только охрану материнства и младенчества, не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем те, какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать».

Такая помощь не только непосредственно облегчает труд женщины-матери, но дает ей больше свободного времени для участия в общественных делах, для политического и культурного роста, для повышения педагогической грамотности.

В семье, где закладываются основы характера ребенка, роль матери-воспитательницы исключительно велика. Она может направить воспитание ребенка по правильному пути или допустить непоправимые по своим последствиям ошибки. «Можно воспитать из дочери рабыню, — писала Надежда Константиновна, — можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурной стремительной жизнью, стоящей в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающейся в своих переживаниях, а можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».

Тот или иной результат воспитания во многом зависит от общественного лица самой женщины-матери. Вот почему важно заставить ее почувствовать себя частью коллектива, частью большого целого.

Крупская с радостью отмечала рост сознания и активности женщин, писала о том, что даже крестьянки отдаленных деревень начинают активно принимать участие в общественной жизни, что в связи с этим повышается и их роль в воспитании детей. Теперь не только дети приносят из школы в семью новые мысли и идеи, но сама мать тянется к этому новому: «Работниц сплошь волнует то, что ясли, детские сады обслуживают не всех ребят, волнует то, что ребята воспитываются по-старому».

В активной общественной работе женщины-матери Надежда Константиновна видела начало того нового, что повышает ее роль как воспитательницы детей. Только мать-общественница может дать своим детям правильное советское воспитание.

«Материнский инстинкт, — говорила Крупская на Всесоюзном женском совещании в 1935 году, — дает много радости женщине. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. … Нам не все равно, как мать будет воспитывать ребенка. Нам надо, чтобы женщина-работница училась, умела воспитывать ребят в нашем духе». Коммунистическое в детях надо воспитывать с раннего детства, когда возле ребенка самый близкий и лучший воспитатель — мать. Деятельность Н. К. Крупской.

«Мать — естественная воспитательница, — говорила Крупская, — велика ее влияние на детей, особенно малышей. А мы знаем, какую печать кладут на весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни. Весь вопрос в том, как воспитывать». «Из малого ребенка нельзя сделать марксиста, но важно, чтобы с малых лет складывались у ребят определенные интересы и привычки».

Всячески поддерживая широкое развитие в нашей стране детских яслей, садов, школ и других детских учреждений, Надежда Константиновна особенно стремилась теснее связать их работу с жизнью семьи. «Нужно перекинуть мост между общественным и семейным воспитанием, — говорила она. — Строительство этого «моста» должно идти с обеих сторон: и со стороны детских учреждений, и со стороны самих матерей. Домохозяйки, работницы и колхозницы должны быть ближе к школе и помогать ребятам расти сознательными гражданами нашей великой Родины, У нас должна быть коллективная забота о детях… Нужно добиться правильного соединения домашнего и школьного воспитания».

Совместная работа школы и семьи — вот та сила, с помощью которой можно успешно решать задачи воспитания детей. «Наши дошкольные учреждения, наша советская школа, — писала Надежда Константиновна в статье «Крепкая советская семья», — должны служить показом матери, как надо воспитывать из ребят новых людей — строителей социализма, Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, когда сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создает замечательное поколение людей». Н. К. Крупская педагогика

Сила воспитательного влияния семьи непосредственно зависит от ее внутреннего единства и прочности. Вопрос об укреплении самой семьи Н. К. Крупская считала одним из важнейших в деле семейного воспитания. «Перестраивающаяся жизнь,— писала она в 1936 году в предисловии к брошюре «Новый закон о матери и детях», — поставила перед нами во весь рост вопрос о семье, о взаимоотношениях между мужем и женой, между родителями и детьми». «Любовь любовью, — говорила Надежда Константиновна, — а чтобы жить друг с другом, надо, чтобы было единство взглядов. Вез этого не может сложиться настоящая счастливая семья».

Если члены семьи — люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, она будет иметь хорошее влияние на ребенка. Но, если семья занята только погоней за удовольствиями, если ей чужды высокие идеалы, а царит в ней черствый эгоизм, — такая семья не может дать правильного воспитания.

Для успешного воспитания детей очень важно, чтобы дети видели в отце и матери передовых людей и единомышленников. В статье «Женам шахтеров» Н. К. Крупская показывает, как может жена помочь в работе мужа, способствовать его политическому и культурному росту и укреплению морального единства семьи. «Помощницей ей надо быть ему в его работе, в сознательном отношении к труду. И не в ней одной только дало, но и в детях. Твердое мнение матери очень влияет на детей — и младших и старших. Сейчас дети учатся и воспитываются в школе по-новому. — Но важно, что они видят дома».

Н. К. Крупская вела переписку со многими матерями и в каждом их письме старалась найти крупицы нового сознания, нового отношения к действительности. Одна мать написала Надежде Константиновне о том, что ее сын на одной гидроэлектростанции упал в воду и погиб. В связи с этим она просила: пожалуйста, примите меры, чтобы на электростанциях везде были ограждения. Мать, пережив страшное горе, хотела, чтобы оно не повторилось у других. Получив письмо, Крупская была взволнована не только горем матери, но и тем, что мать хлопочет о других. Это, говорила Надежда Константиновна, «новая мать».

Новое в людях радовало Надежду Константиновну необыкновенно. Она писала о матери В. И. Ленина, о мужественной и смелой матери Г. Димитрова, беседовала с матерью пионера Павлика Морозова, убитого кулаками, вспоминала матерей, ходивших в тюрьмы к своим сыновьям и дочерям. У этих героических женщин любовь к детям была проникнута пониманием революционных идей, за которые боролись их дети. Думая о таких матерях, Надежда Константиновна говорила: «Да, мать — это большая сила». А с какой глубокой радостью она следила за растущей деятельностью матерей-общественниц!

Мысли выдающегося деятеля партии и замечательного педагога Н. К. Крупской о воспитании детей, о женщине-матери имеют и сейчас глубокое жизненное значение.

Метки: деятельность Н. К. Крупской, педагогика Крупской, мысли Крупской о воспитании детей, Н. К. Крупская о роли материнства, о матерях и семейном воспитании, Надежда Константиновна Крупская как педагог.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти