Иоганн Себастьян Бах — известный немецкий композитор

2016-12-16_112128Бах символизирует собой музыку. Это имя известно всем. Его произносят и почтительным шепотом, и с чувством восторга, и даже порой с особой «светской» интонацией, — любить Баха, восхищаться им считается хорошим тоном.

Но это и на самом деле необходимо. Даже для людей, не соприкасающихся с музыкой непосредственно, есть, существует эта громада — Иоганн Себастьян Бах, великий известный немецкий композитор.

Писать о Бахе трудно, но не писать, не думать о нем невозможно. И не потому, что Бах есть «композитор композиторов», что он «лучше всех» и «больше всех», — к счастью, история мировой культуры знает немало имен, прославивших свои народы и стоящих либо в одном ряду с Бахом, либо поблизости, — а потому, что Бах обладает поразительной притягивающей силой.

Музыкальное творчество Баха

Бах — счастливый композитор. Он прожил одну из самых счастливых, правдивых, труженических, драматических жизней в искусстве. В этом смысле отношение Баха к своему искусству и вообще к жизни может служить примером для любого человека. Музыка его удивительна, но и жизнь его удивительна, и они очень связаны. На примере Баха мы можем понять чудо слияния музыки и жизни. Поняв что-то в Бахе, мы можем понять многое и в других творцах.

Сейчас часто о работе в искусстве говорят непременно как о творчестве. Происходит некая девальвация этого слова. Наверное, Бах не называл того, что он делал всю жизнь, музыкальным творчеством, он просто работал каждый день, он служил, долго скитался из города в город, пока не осел в Лейпциге в качестве церковного кантора, а затем «директора музыки». Здесь в течение многих лет он должен был каждое воскресенье исполнять в церкви Св. Фомы новую кантату собственного сочинения на двадцать или больше минут. Количество написанных им сочинений огромно. При этом Бах исполнял не только свои сочинения, но и других композиторов, а ноты переписывались самим кантором либо его женой. Творческий процесс носил у Баха удивительно спокойный характер, как и весь образ его жизни. У кантора Баха было много учеников (церковный хор), регулярная церковная служба и двадцать детей, из которых к моменту его смерти в живых осталось девять — пять сыновей и четыре дочери. Сочинение музыки было для Баха естественным и постоянным процессом, выражающим ровное и наполненное состояние его души.

Не случайно, что Баху было, в общем, безразлично, на какой текст он пишет. Хотя во многих случаях именно текст «подталкивал» его музыкальную мысль, но он мог на один и тот же текст писать разные мотивы, писать на известный текст иной мотив, нежели тот, с которым он был ранее, известен, и даже один и тот же мотив подставлять под разные, часто противоположные по своей сути тексты. Бывали зачастую моменты, когда он подставлял тексты под уже готовую музыку; такой же случай, как известно, произошел с Глинкой, который в общих чертах задолго до создания бароном Розеном либретто оперы «Иван Сусанин» уже решил для себя общий план, композицию, драматургию и отдельные номера оперы.

В общем, Баху в конечном счете было неважно, о чем «конкретно» он пишет, настолько ясно присутствовало в нем внутреннее, уже решенное, состояние. Ему оставалось лишь фиксировать его нотными знаками. При том громадном внутреннем наполнении, какое существует вообще у гениальных творцов, при этом наполнении не важна даже сфера искусства, в которой воплощается их состояние. Просто воплощение происходит в том «материале», которым владеет художник наиболее совершенно: поэт — словом, художник — кистью, музыкант — звуками.

В каждом гениальном творце живут одновременно и поэт, и музыкант, и живописец, а главное — в них живет человек — существо, способное в высшей степени совершенно воспринимать жизнь и столь же совершенно воплощать ее (или почти столь же совершенно, помните Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь»? — идеальную сущность восприятия невозможно столь же идеально материализовать).

Описание музыки Баха

Цель Баха была чрезвычайно проста — наиболее точно воспроизвести высокое душевное состояние, наиболее совершенно реализовать возвышенную музыкальную идею. Но именно эта цель и есть краеугольный камень и в то же время недостижимый идеал искусства. Бах был одним из тех, кто приблизился к этому идеалу. Точность и логическая ясность его музыки фантастичны. Эта ясность изложения музыки поражала современников в его импровизациях. Мастерство органной импровизации, культивировавшееся в Германии столетиями, несомненно, в лице Баха пришло к своему расцвету. Сыновья его говорили, что все произведения, записанные Бахом на нотной бумаге, не дают даже приблизительного представления о высочайшем мастерстве его импровизаций. Можно ни одной минуты не сомневаться в этом, так как именно импровизация была для Баха совершенной формой самовыражения — она сейчас же, именно сейчас же, обнажает состояние человека, обнаруживает вдохновение, которое так же непостоянно, сиюминутно существует, как и сама импровизация.

Духовную наполненность Бах сохранил до конца своей долгой жизни, и поэтому, потеряв в последние годы зрение и физическую бодрость, он мучился от того, что не мог уже с той ясностью писать о том, что в нем жило. В свой труд Бах вкладывал всего себя без остатка, и потому каждый его шаг освещен всей его жизнью, он в каждой своей ноте — весь, и потому музыка его необычайно достоверна, как достоверна вся его жизнь. В ней — разговор с самим собой, естественное отношение к идеалам, которые стали нормой жизни. В ней — скромное ощущение себя относительно человечества. Музыка Баха вызывает доверие, она обладает тем даром внушения, которым обладает сама природа.

Что же это за человек, который создал именно такую музыку, которая, как воздух, как трава, как хлеб, которая тем и потрясает!

Величие музыки Баха

К громаде можно относиться спокойно. Созерцая спокойно громаду гор или неба, мы лишь умом сознаем их величие. Но только поднявшись в горы или в небо, мы поражаемся их величию и огромности. Так и люди, для которых Бах стал на какое-то время частью их собственной жизни, испытывают восторг от величия его музыки. Потом вы возвращаетесь с гор обратно на землю, самолет прилетает на аэродром, вы возвращаетесь к своей работе, но в вас живет «чувство гор», «чувство неба» и так же — «чувство Баха». И с этим чувством жить счастливее. Чувство это постоянно, но в силу своего высокого благородства оно не заслоняет восприятия других красот.

Так Иоганн Себастьян Бах стал композитором композиторов. Но он был просто Бахом, который родился в 1685 году, а умер в 1750 году, жил в Германии и написал Мессу си минор, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Рождественскую ораторию, сотни кантат и инструментальных произведений.

Пластинок с записями произведений Баха огромное количество. Прекрасный органист Роберт Кёблер записал «Органную книжечку» Баха и множество других его органных произведений. Нужно отметить выпуск отрывков из Мессы си минор, исполненных знаменитым американским хором Роберта Шоу. «Гольдберг — вариации» записаны в исполнении профессора М. В. Юдиной.

Музыка Баха проста и значительна для слушателя, который обратится к ней просто и серьезно.

Е. Зайцева, по материалам журнала «Семья и школа», 1970 год

Метки: Иоганн Себастьян Бах, известный немецкий композитор, музыка Баха, описание, музыкальное творчество.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти