Читаем с детьми: традиции семейного чтения
Как руководить чтением детей в семье — вопрос, который волнует заботливых родителей. Книги обогащают духовный мир наших детей, обеспечивают разностороннее развитие. Семейное чтение — замечательная традиция, успех которой полностью зависит от взрослых, ведь именно с нас берут пример дети.
Руководство детским чтением, или что читать детям?
У наших детей — неисчерпаемый выбор литературы: произведения отечественной и мировой классики, современная детская литература, прекрасные издания народного поэтического творчества…
В библиотеке: школьной, детской, взрослой совсем не трудно узнать, что рекомендуется читать детям разного возраста. Там можно выбрать книгу для семейного чтения. Пользование библиотекой не исключает, конечно, создания своей домашней детской библиотеки. Собирать ее лучше нацеленно, не спеша, начав это еще когда ребенок мал и читателем его не назовешь. Можно подбирать постепенно книги самые разные, с учетом изменения возраста ребенка, с учетом школьной программы, рекомендательных списков книг для детей, подростков, юношества.
Хорошие книги не стареют. Со временем они не теряют своей педагогической и эстетической ценности. Они пригодятся не только детям, но и внукам. Да и нам, взрослым, есть смысл время от времени перечитывать или хотя бы просматривать полюбившиеся с детства книги, произведения, написанные специально для детей. Они несут в себе заряд жизненной энергии, духовного здоровья, доброты, нежности и оптимизма, и прикоснуться к этому богатству никогда не поздно.
С произведениями этого и других классиков детской литературы хорошо бы познакомить ребенка еще до школы. И не только познакомить, но приохотить к книгам А. Гайдара, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Барто, Н. Носова, к народным сказкам и сказкам А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Д. Н. Мамина-Сибиряка…
Ну а если задали читать, а книги дома нет, пойдем в библиотеку. Там — специалисты. Там ребенок получит желанную книгу, а вы — полезную рекомендацию, добрый квалифицированный совет, как научить ребенка умению читать, постигать искусство. Ведь в этом и заключается главная задача в руководстве детским чтением.
Что делать, если ребенок не хочет читать?
«Сын совсем не читает! Как приохотить его к чтению? Что делать, чтобы полюбил книгу?» — вопрос сложный и многогранный, вызывающий острое родительское беспокойство.
Наблюдения и исследования убеждают, что ряд трудностей в обучении и воспитании связан с тем, что далеко не все школьники владеют техникой и культурой чтения, не умеют выбрать в библиотеке нужную книгу, а нередко и не хотят этого делать. У них не пробужден вкус к чтению, нет знаний, которые необходимы для понимания литературы как искусства. У многих ребят даже среднего и старшего школьного возраста не развито эстетическое восприятие произведений художественной литературы, хотя к этому и стремятся учителя. Любовь к книге начинается с раннего детства, с семейных традиций чтения.
Одна из насущных задач семьи состоит в том, чтобы помочь школе приучить каждого ребенка начиная с первого класса систематически посещать детскую библиотеку, хотя само по себе это посещение еще не показатель подлинной читательской грамотности и активности: ведь библиотеку можно посещать не по любви, а лишь по обязанности. Да и количество книг, взятых ребятами, не всегда отражает эффективность чтения.
Главными в чтении книг остаются качественные критерии: осознанность чтения, увлеченность чтением, развитая способность эстетически воспринимать и верно понимать смысл прочитанного, собственное мнение о книге, умение его обосновать и т. д.
На первых порах чтение для ребенка уже само по себе нелегкий труд. Постижение же идейного, нравственного, эстетического богатства книги возможно только в процессе творческого чтения. Уметь так читать необходимо каждому, несмотря на все трудности. Главное, хорошая книга для каждого мальчика и девочки уже в раннем возрасте должна стать жизненно необходимой, приятной. Важно, чтобы ребенок радовался новой книге, испытывал постоянную потребность читать, чтобы привык относиться к чтению одновременно как к удивительному празднику и приятному, желанному жизненному уроку.
Надо выпестовать любовь к чтению, научить, читая, думать, сопереживать, а не только запоминать, «о чем эта книга». Когда ребенок читает не спеша, не «глотая» страницы, а задерживаясь на особенно понравившихся листах, перечитывая их, ему становятся доступны эстетические достоинства произведения. Вдумываясь в прочитанное, он высказывает собственное суждение о книге. Вот в чем цель. Достичь ее можно лишь общими усилиями семьи, школы, библиотеки. Но именно от семьи, от атмосферы семейного отношения к чтению, от того, как читают родители, как они относятся к книге (и чтению как семейной традиции в целом), зависит очень многое.
Как организовать семейное чтение?
Иметь книги в доме теперь стремятся почти все. Но еще нередки случаи погони за книгами в соответствии со своеобразной модой. Книги в доме появляются, украшают интерьер. Однако свободное время и взрослые и дети зачастую отдают главным образом не книгам, а телевизору и интернету.
Если бы при этом хоть учитывалось, что и телевизионные передачи можно успешно использовать для приобщения детей к чтению! Просмотр фильмов — экранизаций произведений детской литературы, фильмов-сказок, мультфильмов всегда может стать толчком для последующего совместного чтения произведения литературы: или того, которое стало основой фильма, или другого, близкого по теме, или написанного этим же автором. Здесь главное — именно общий интерес родителей и детей. Вместе просмотрели фильм. Вместе прочли книгу, заинтересованно поговорили о литературном произведении и о том, какова получилась экранизация, что потеряно в сравнении с оригиналом, что нового внесено в произведение специфическим языком киноискусства и т. д. — добрая традиция семейного чтения.
Для этих бесед не обязательна специальная подготовка родителей. Заметить особенности языка, яркую деталь в построении сюжета, в портрете героя, в использовании пейзажа, попытаться понять позицию автора — все это каждый из нас
может: есть ведь у нас и школьные знания, и опыт чтения художественных произведений. Если вдобавок к этому родители смогут порекомендовать детям взять в библиотеке и прочесть какие-то книги об искусстве, о творчестве писателя, кинорежиссера, то разговор приобретет, несомненно, иное качество и будет иметь большой воспитательный эффект. А живая заинтересованность родителей каким-то художественным произведением бывает, как правило, для детей сильным стимулом тоже поинтересоваться книгой и не просто прочесть ее, а составить и доказать в беседе с родителями собственное о ней мнение.
Совместные часы чтения, обсуждения прочитанного — хорошая семейная традиция!
Читать вместе, читать вслух, свободно обмениваясь впечатлениями, полезно не только родителям и маленьким детям, но и родителям, и подросткам, и старшеклассникам. Пусть будут семейные «субботы поэзии»: дети в течение двух-трех недель читают стихи, выбирают и заучивают особенно понравившиеся. А в последнюю субботу месяца собирается вся семья или две близкие, дружные семьи. Каждый (и дети и взрослые) приносит книгу стихов любимого поэта. Каждый читает особенно близкие ему стихи; кто наизусть, кто по книге.
Здесь главное — искренность, заинтересованность, уважение к чужому мнению, к чьему-то выбору. Лучше как можно больше читать наизусть. Не только для развития памяти, ума; чтение поэзии для души возвышает чувства, облагораживает мысли. Дети приучаются слышать звучание родной поэтической речи, чувствовать красоту слова. В своей автобиографии А. М. Горький вспоминает, как он десятилетним мальчиком читал и перечитывал стихи А. С. Пушкина, наслаждаясь их музыкой и величием: «Стихи звучали, как благовест новой жизни. Это делало меня счастливым…»
Семейный литературный вечер, конечно, может быть посвящен не только стихам. Все зависит от того, кому что нравится. Если нравится — читайте вслух прозу. Важно другое — атмосфера общей влюбленности в книгу, наслаждения книгой, интереса и уважения к ней.
Пусть книга царит в вашем доме. Это не значит, что нужно поминутно говорить — натужно и искусственно — о книге, о чтении, упрекать ребенка за то, что он чего-то не понял, или использовать книгу для нравоучений и «проповедей». Это, как правило, отбивает охоту к чтению. Вот наша дочь не помыла посуду, не выполнила какое-то другое поручение: «Как тебе не стыдно! А еще книжки про хороших девочек читаешь…» Или: «Да где тебе понять эту книжку! Ты такую жизнь не представляешь. У тебя все готовенькое». Так «воспитывая» свое дитя, мы отнюдь не вызываем интерес к чтению и, несомненно, отбиваем охоту читать и «про хороших девочек», гасим желание искренне делиться своими впечатлениями о книге. А ведь собственное мнение о книге — это очень много. И мы, если хотим руководить детским чтением, обязаны помочь ребенку научиться выражать это мнение. Прочтя, скажем, рассказы Чехова или Тургенева, можно предложить сыну или дочери рассказать, чем они понравились. Если вы сумеете познакомиться с тем, что написано об этих рассказах критиками, попробуйте сравнить свое впечатление с оценкой специалиста. Именно сравнить суждения, а если надо, найти аргументы для подтверждения правильности собственного мнения.
Наши дети читают (обязаны читать!) художественные произведения по учебной программе. Давайте поинтересуемся, как они освоили сам текст художественного произведения, и подтолкнем их к самостоятельным размышлениям о нем с учетом того, что они узнали из учебника, из радио- и телепередач, если они есть, из критических книг, которые выпускают для детей издательства «Детская литература», «Просвещение» и другие. Книги эти есть в каждой детской библиотеке.
Стоит постараться разъяснить детям, что ни экранизация, ни пересказ (пусть даже его сделает самый развитой и скорый в чтении товарищ по классу) не могут заменить непосредственного восприятия произведения, не могут дать того наслаждения, которое дает книга. Чуть ли не каждый из нас, взрослых, может вспомнить, как чтение интересной книги когда-то в детстве потрясло нас и оставило добрый след на всю жизнь. Конечно, влияние искусства не так прямолинейно и просто: прочитал в детстве хорошую книгу, скажем, о летчиках — и стал бесстрашным пилотом. Воспитательные возможности художественного произведения своеобразны. Книга влияет на чувства, мысли, поступки человека чаще косвенно, опосредованно. Но факт есть факт: нравственно-эстетические переживания детства, связанные с искусством слова, во многом предопределяют жизненные идеалы и их реальное проявление во всей жизни человека. Наверное, это составаяет суть народной мудрости: «Человек начинается в детстве».
О каких книгах прежде всего вести речь с детьми, что им предложить прочесть?
Специальные списки произведений, рекомендуемых для детей от дошкольного до юношеского возраста, есть и в школе и в библиотеке. Хочется только подчеркнуть, что читательский интерес индивидуален, а список — это минимум, и все чтение не надо сводить целиком к стандарту. И хотя у каждого возраста определились свои любимые жанры, поэты и писатели, а типичные читательские интересы хорошо известны, не стоит волноваться, если, к примеру, и ваш пятилетний сын любит слушать сказки, и столь же охотно читает их повзрослевшая дочь. Помимо рекомендованного списка ваш одиннадцатилетний внук может упоенно «поглощать» детективы, а четырнадцатилетний — научную фантастику. Тут нет оснований для беспокойства. Круг чтения должен быть богат разными жанрами, книгами разных хороших авторов.
И не только круг чтения у каждого свой, особый. К каждому ребенку со стороны взрослых должен быть свой подход. В одном случае вы отталкиваетесь от живых наблюдений за природой и подходите к описанию пейзажа в книге. В другом — основой для пробуждения интереса к книге будет анализ реального поступка, какой-то жизненной ситуации, от нее вы перекинете мостик к аналогичным сценам в произведениях литературы. В третьем случае вам поможет игра: например, найти описания осеннего леса у различных писателей, сравнить их, самому написать этюд: «Моя прогулка в осеннем лесу»,.. Методы могут и должны быть разными. Но всегда живыми, интересными. Их подскажет сама жизнь, если мы знаем своих детей, книги, которые они читают, если не пожалеем душевных сил и времени на то, чтобы вместе с детьми увлечься чтением.
Метки: руководство детским чтением, что читать детям, традиции семейного чтения, читаем вместе с детьми, семья и чтение.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: