Жизнь и творчество Йозефа Гайдна

Йозеф Гайдн… «Отец венской классической школы», создатель классической симфонии… До сих пор сверкает его имя в мировой музыкальной культуре.

Годы жизни Йозефа Гайдна: 1732 — 1809

Выходец из крестьянской семьи, Гайдн с детства проявлял яркие музыкальные способности. Он обладал прекрасным слухом и голосом. В доме Гайднов каждую неделю устраивались семейные концерты: мать пела, отец аккомпанировал ей на арфе, а крошечный Йозеф подыгрывал деревянным бруском — смычком на воображаемой скрипке. Затем, немного подучившись музыке, Гайдн пел в хоре собора Св. Стефана в Вене. Это была первая церковь во всей Австрийской империи; мальчиков в хор набирали кропотливо и тщательно, но Гайдн блестяще выдержал экзамен, хотя тогда ему было всего восемь лет.

С тех пор жизнь его — непрестанный труд. Не получив никакого специального образования, Гайдн самостоятельно овладел композицией, испытав при этом всю тяжесть нужды и одиночества. После многочисленных скитаний Гайдн поступил в 1861 году на службу к богатейшему магнату Европы князю Антону Эстергази, сразу оценившему возможности молодого композитора. Через год Антон Эстергази умер и хозяином Гайдна стал князь Николай Эстергази, также горячий поклонник музыки. У него Гайдн проработал тридцать лет, неся на себе всю тяжесть бурной жизни этого княжеского дома.

Число произведений, написанных Гайдном, поистине громадно. Достаточно сказать, что он создал более ста симфоний, десятки концертов для сольных инструментов в сопровождении оркестра, более ста пятидесяти вещей для камерного ансамбля, две большие оратории — «Сотворение мира» и «Времена года», двадцать четыре оперы и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что величайшее в творчестве Гайдна — это его симфонии и еще, пожалуй, струнные квартеты. Вот строки из книги Стендаля «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио»:

«Allegro его (Гайдна) симфоний, как правило, живые и энергичные, целиком захватывают все: они обычно начинаются короткой, несложной и очень прозрачной темой; постепенно эта тема талантливо разрабатывается, повторяется различными инструментами и приобретает наконец героический и бодрый характер. Эти красочные, проникнутые серьезностью тона напоминают глубокие тени Рембрандта и Гверчино, которые так эффектно выделяют освещенные части их картин. Автор как будто ведет вас по краю каких-то обрывов, но чувство непрерывного наслаждения заставляет вас сопутствовать ему в этой необычной прогулке. Упомянутым выше колоритом отличаются также, на мой взгляд, гайдновские presto и rondo .

Таким темпам, как andante и adagio , присуще большое разнообразие: монументальный стиль проявляется в них во всем своем блеске и величии…

Его менуэты, подлинно гениальные творения, отличающиеся таким богатством гармонии, вместившие в свои скромные рамки столько мыслей, столько красот, могли бы послужить заурядному сочинителю материалом для целой сонаты. Именно в этом смысле, имея в виду наши комические оперы. Моцарт говорил, что любой здравый человек мог бы ежедневно перед завтраком сочинять по одной такой опере. Вторые части гайдновских менуэтов, обычно комические по настроению, пленяют своей свежестью.

В целом инструментальная музыка нашего композитора проникнута романтической мечтательностью».

Не правда ли, из описания Стендаля явствует, какое яркое и осязаемое ощущение жизни возникало в нем, когда он слушал музыку Гайдна?

Мы все также имеем сейчас возможность узнать эту музыку: ее много играют, Гайдн входит в репертуар лучших оркестров и ансамблей мира, его любят инструменталисты и певцы.

Одна из известнейших симфоний Гайдна, так называемая «Прощальная», была написана им в 1772 году. Любопытно звучат сегодня слова Стендаля об этой симфонии: «Из всех комических сочинений Гайдна до наших дней уцелело только одно: это известная симфония, по мере исполнения которой все инструменты поочередно исчезают, и в конце ее играет только первая скрипка». Сейчас распространена версия о том, что симфония была сочинена Гайдном, когда князь не отпускал своих оркестрантов в течение долгого времени в отпуск, и эта музыка послужила намеком на это.

Вряд ли мы можем сейчас утверждать, что «Прощальная» симфония — сочинение комическое. Это можно отнести к поводу, по которому она была сочинена, но никак не к музыке. Она носит бурный, драматический характер, медленные части (которых здесь, вопреки всем правилам, две) проникнуты серьезностью, собранностью и глубиной. Менуэт, который у Гайдна является обычно легким и танцевальным, здесь также несколько замедлен, насыщен психологическими настроениями, вообще более сложен по содержанию. Последняя, пятая, часть и есть та самая, которая нарушает классический симфонический стиль. Она медленная, певучая, в ней воплощен замысел композитора — исчезновение в конце всех инструментов.

Принято исполнять всю симфонию при свечах. В последней части каждый музыкант кончает свою партию, гасит свечку и удаляется. Музыка замирает, уходит, наконец и первый скрипач, дирижер гасит свечу и в полной тьме покидает зал. Симфония отличается высоким профессионализмом, яркой контрастностью, безукоризненно точным и выдержанным в хорошем, тонком стиле исполнением.

Поводами для создания симфоний Гайдну служили самые разные случаи. Однажды он забрел на сельскую ярмарку. Тут в пестром разнообразии предметов он обнаружил разные детские свистульки, погремушки, дуделки. Набрав целую корзину этого добра, Гайдн отправился домой, и вскоре оркестр князя Эстергази, давясь от смеха, исполнял симфонию, где были использованы максимальные возможности каждого «инструмента», а «кукушка» выступала в роли солирующего генерал-баса.

Из поздних симфоний Гайдна замечательны двенадцать Лондонских симфоний, написанных им уже в преклонном возрасте в Лондоне, куда он приехал после тридцатилетнего пребывания у князя Эстергази. Из этих симфоний выделяется своим совершенством симфония № 103 ми бемоль мажор. И в ней мы найдем повод для улыбки: Гайдн, наблюдая лондонскую публику, заметил, что она живо реагирует на бодрую, быструю музыку, медленные же части вызывают у нее зевоту. Решив подшутить над уравновешенными англичанами, Гайдн написал нежнейшее andante, которое достигает тишайшей звучности, и вдруг инструменты неожиданно вступают все вместе и раздается удар в литавры. Слушатели, которые было задремали, вздрагивают и подскакивают на месте. С тех пор эту симфонию прозвали симфонией «с ударами литавр». Несмотря на этот юмористический элемент, музыка симфонии необычайно стройна и монументальна, в целом она производит почти величественное впечатление. Это одно из произведений Гайдна, постоянно исполняемое и записываемое на пластинках.

Можно было бы много говорить и о других симфониях великого маэстро — их много, они очень разные, но все прекрасны своей простотой, искренностью, высоким парением творческого духа и кристальной чистотой чувств.

Каждый день жизни этого необыкновенного человека рождал новое произведение, все произведения вместе открыли новую эпоху инструментально-симфонической музыки. Сам Гайдн и не подозревал о значении своего творчества для дальнейшего развития музыки. В то время как он трудился в уединении, слава о нем перешагнула далеко за пределы Австрии, а сейчас сочинения Гайдна органично вошли в нашу жизнь и красота их проникла в наши сердца.

Е. Зайцева, журнал «Семья и школа», 1969 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Kim:

    Я за 2 года paботы в кpyпнoй фаpмaцевтичeской компaнии cтольko не имeлa сkoлbko здecь нa paссылке. Автор спасибo тебe бoлbшoe. Именно ceйчaс я точнo пepестанy маятьcя epундой с этими таблеткaми) Тaм все oчeнb пpоcто!!!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти