Воспитание правильной речи у дошкольников

2014-12-25_092950Велико значение семьи в воспитании правильной речи у детей. С са­мых ранних лет именно влияние взрослых определяет правильность, точность, выразительность речи малыша.

Как бы ни были заняты родите­ли, всегда надо найти время, чтобы побеседовать с ребенком. Каждая минута общения со взрослыми чему-то учит малыша, развивает его, воз­действует на его чувства и соз­нание.

Совместная деятельность детей и взрослых — игры, чтение вслух, рас­сматривание картин и иллюстраций, экскурсии — не только вызывает эс­тетические представления, чувства, но и знакомит детей с новыми по­нятиями, образами, словами, разви­вает речь.

Однако будущему школьнику не­достаточно лишь хорошо развитой речи, дающей ему возможность сво­бодно общаться с окружающими. У него должен быть развит фонематический слух. В школе от ребен­ка потребуется умение делить слова на слоги, слоги на звуки, устанавли­вать последовательность звуков в слове.

Упражнения для правильного развития речи у ребенка

Как и когда же вводить ребенка в мир звучащего слова?

Специально знакомить ребенка со словом следует уже на пятом году жизни, знакомить систематически (не реже двух-трех раз в неделю).

В утренние, дневные, вечерние ча­сы, находясь дома или на прогулке, взрослые в течение пяти — десяти минут играют с ребенком в «слова и звуки». В этих играх дети сопоставляют слова, находят сходные и различные по звуковой окраске, выделяют рифмующиеся слова, опреде­ляют, какие это слова (тихие, звонкие, длинные, короткие).

Для игр и упражнений подбирает­ся разнообразный наглядный мате­риал: картинки, игрушки, окружаю­щие предметы быта. Эти наглядные опоры помогают ребенку сосредото­чить внимание на слове-названии предмета, подкрепляют интерес к звучанию слова и не дают утомлять­ся.

Воспитание правильной речи у детей. Родителям следует обратить вни­мание на то, чтобы ребенок созна­тельно научился употреблять тер­мины «слово» и «звук».

Так, в сказках «Горшок каши», «По щучьему веленью» действия ге­роев зависят от произнесения опре­деленного слова. Художественная форма рассказа или стихотворения (произведения Б. Осеевой, А. Барто «Игра в слова», Б. Заходера «Кит и кот» и др.) помогает понять практи­ческую значимость звучащего слова. Слушая строки из «Айболита» К. Чуковского: «И вперед поскакал Айболит, И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» — ребенок понимает, что если доктор Айболит забудет нужное слово — название места, куда он направля­ется, то плохо придется больным зве­рям.

Для правильного развития речи полезно проводить такие упраж­нения: взрослый, читая художест­венный текст или загадку, умышлен­но не договаривает во фразе одно слово, а ребенок, сообразуясь со смыслом, добавляет к сказанному слово. Например:

«Бегать быстро я могу,
Я по улице…»

«Молодчина эта Нина:
Лепит все из…»

Еще одна игра-задание: кто-то из взрослых вспоминает о том, как они отдыхали летом (у моря, у реки, в лесу), и предлагает назвать слова, которые бы характеризовали данный объект («Вспомни, какое море?»). Играющие (а в игре могут участвовать и другие члены семьи называют: «теплое», «соленое», «синее», «черное», «тихое» и т. д. Можно порассуждать вслух о том. как понять слова «бурное море»; когда о море можно сказать, что оно «проз­рачное», а когда «пенистое» и т. п. Непременно дайте возможность и малышу высказать свое мнение, не забудьте похвалить его, если он отвечает правильно, метко и точно; но найдите возможность и тактично поправить его, если он какие-то сло­ва произносит неверно, нечетко, уточните смысл отдельных слов и выражений («Как ты это пони­маешь?», «А как об этом можно ска­зать по-другому?»).

Так же проводится и словарное упражнение на подбор глаголов к существительному, слов-действий. На вопрос взрослого «Что делает ко­тенок? » ребенок может ответить: «Мурлычет, мяукает, прыгает, ца­рапается, лакает, спит, кувырка­ется, играет, умывается» и т. п. Очень хорошо, если этому будут предшест­вовать наблюдения за «объектом разговора».

Упражнения для правильного развития речи у ребенка. Во время прогулок родители, беседуя с ребенком о погоде, могут незаметно для него обогатить eго речь наречиями, которые, к примеру, описывают состояние погоды: холод­но, ветрено, дождливо, тепло, сыро, туманно, прохладно, жарко, солнечно и т.д.

Очень полезны упражнения, в ко­торых ребенку приходится творче­ски подыскивать самое удачное сло­во-название к рассматриваемой картинке, игрушке, придумывать заглавие из одного слова к отрыв­ку читаемой книги или сказки. Возь­мите какую-то любимую ребенком книжку с картинками, скажем,«Три медведя». Она и будет материалом упражнений для развития речи ребенка:

— Узнаешь, кто нарисован на этой картинке?
— Да, медведи из сказки «Три медведя».
— Это медвежья семья: мишка-папа, мишка -мама и мишка-сынок. Три мишки. Посмотри и скажи, этот мишка какой?
— Большой.
— А этот?
— Поменьше.
— А сынок?
— Совсем маленький.
— А назовем-ка каждого мишку по-своему. Ведь они разные, а мы и одного, и второго, и третьего на­зываем одним и тем же словом: мишка. Подберем сначала слова для маленького мишки, такие слова, по которым можно было бы сразу до­гадаться, что он маленький.
— Мишенька.
— Ммиишшееннькаа. Ласковое слово и звучит приятно. Повтори те­перь ты. А как еще можно назвать маленького мишку?
— Мишутка.
— Хорошее слово. Слышишь, как оно звучит? Ммиишшууткаа. А ка­кими еще словами можно назвать маленького мишку?
— Медвежонок. Малышка. Сынок.
— Теперь будет понятно: Мишень­ка, Мишутка, медвежонок, малыш­ка, сынок — мы говорим о маленьком мишке. Какими словами можно на­звать самого большого мишку-папу?
— Медведь.
— А еще?
— Медведище.
— А это слово уже звучит по-дру­гому. Послушай: ммеедввеедиищщее. Повтори так же. Можно ска­зать про него сразу два слова: медведюшка-батюшка. А как еще мож­но его назвать?
— Михайло, косолапый, Топтыгин.
— Теперь будем говорить о миш­ке-маме. Как ее зовут?
— Медведица.
— Хорошо. А по другому?
— Медведица-мама.
— А можно сказать и такие сло­ва: медведица-матушка.
— А еще—Настасья Петровна.
— Видишь, для каждого мишки можно найти разные слова, по-свое­му назвать каждого из них.

Важно предлагать детям упраж­нения, которые заставляют размыш­лять по поводу увиденного и услы­шанного:

«Ты кто?» (Ребенок отвечает: сын, дочь, ребенок, человек, мальчик, Са­ша, девочка, сестра, брат, внучка, шалун, дошкольник).
«Вспомни, что умеет человек?» (Работать, радоваться, шить.)
«Про что и про кого можно ска­зать «высокий»?» (Человек, дом, стол.)
«Каким другим словом можно за­менить слово «дом»? (Строение, зда­ние.)
«Придумай название этой картин­ке— самое лучшее, самое удачное, правильное. Можно из одного, двух, трех слов».
«Какое новое слово может полу­читься от слова «рыба»? (Рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбаки, рыба­чить.)
«Что можно сказать про листья, когда их колышет ветер?» (Они ше­лестят, шепчутся, шумят, качаются, трепещут, шевелятся, шуршат, кру­жатся, перешептываются.)
«Придумай название сказки (от­рывка из книги), состоящее из од­ного слова (двух, трех слов)».

Если вашему ребенку уже испол­нилось пять или шесть лет, то ему можно предложить задания, рассчи­танные на усвоение слогового ана­лиза слов (назвать слова, состоящие из двух частей: «ма-лыш», «сы­нок», «мед-ведь», «па-па»; из трех частей: «ми-шень-ка», «ми-шут-ка», «Ми-хай-ло»).

Последующие задания дадут воз­можность закрепить знания ребенка о составе предложения, помочь ему самостоятельно составлять предло­жения из двух-трех-четырех слов, определять последовательность в них слов, выделять слова из предложения. Она рассчитаны на дли­тельное усвоение, к ним придется обращаться в течение года неодно­кратно:

«Составь предложение о медве­жонке из двух слов. Какое слово первое? Какое второе? Произнеси не спеша слова друг за другом так. как они идут в предложении. Начерти, громко проговаривая сло­ва, черточки на бумаге, чтобы их длина примерно соответствовала длине слова.
Скажи предложение о медвежон­ке из трех слов. Какое третье сло­во? Второе?
Нужно сказать длинное предло­жение, но в нем должны быть сло­ва «медвежонок-несмышленок». За­пишем это предложение черточками. А как составить предложение про медведя из трех слов? А еще как иначе?
А можешь составить предложение о медведице из четырех слов?
Придумай сказку со словами «То­птыгин», «Михайло».
А теперь все мы (ты, мама, папа и бабушка) будем придумывать сказку со словами «медведюшка-батюшка» и «мишутка». Самую весе­лую и интересную из наших сказок мы запишем в книгу «Наши сказки». Эту книгу мы сделаем сами».

Метки: правильное развитие речи у ребенка, упражнения для развития речи ребенка, воспитание правильной речи у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти