Родительский авторитет в семье

2014-11-29_114556Если ребенок с уважением и доверием относится к родителям, то каждое их слово для него — закон. Само собой разумеется, родительский авторитет должен служить целям правильного, разумного влияния на детей. Иногда, сами того не замечая, отец или мать выскажут при ребенке такую мысль или произнесут такое слово, которое принесет ему только вред.

В чудесный летний день малыши играли под моим окном. Вдруг Толик серьезно заявил пятилетней Зое:
— А твой папа увалень.
— Какой улавень? — переспросила девочка.
— Не улавень, а y-вa-лень,— решительно поправил мальчик.

Откуда малыш знает это слово? Оказывается, Толик слышал, как отец с матерью говорили о соседе, и поспешил использовать новое слово в разговоре со своей приятельницей.

Особенно большой вред приносят детям неправильные, ошибочные объяснения тех или иных явлений. Ученик 3-го класса серьезно утверждал, что в деревнях живут домовые, а второклассница — что в Крыму есть медовое озеро. Откуда такие нелепости у ребят? Ответ очень прост: мальчик одно время жил у дедушки в деревне и наслушался рассказов о домовых, а девочке о медовом озере поведала бабушка. И беда не только в том, что дети усваивают таким образом неправильные представления. Насаждая их, взрослые вместе с тем разрушают то полезное и правильное, что дети -случают в школе. Серьезным научным знаниям, которые должны упрочиться в памяти школьников, взрослые иной раз противопоставляют нелепые, ошибочные сведения.

Ученик 4-го класса Сергей Климов, захваченный ярким впечатлением от рассказа учителя об искусственных спутниках, попросил отца объяснить, почему спутник вращается вокруг Земли. Отец, желая, видимо, отвязаться от мальчугана и менее всего думая о правильности ответа, сказал:
— Кто-нибудь его вертит, раз он вертится. А кто— не знаю, я там не был.

Иногда родители не могут дать правильного ответа на вопрос ребенка. В этом случае лучше предложить ребенку обратиться к воспитателю детского сада или к учителю, чем вводить его в заблуждение. Неправильные объяснения удерживаются в сознании детей и иногда на долгие годы мешают процессу их умственного развития.

А как плохо, если родители неосторожным словом подрывают авторитет учителя!

...Галя, ученица 6-го класса, получила двойку за контрольную работу по математике. Вот как на это реагировала мать: «Доберусь я до вашей Лидии Ивановны. Небось, был бы у тебя отец не слесарь, а начальник шахты, не стала бы она так придираться к тебе». И мать вместе с девочкой явилась к директору школы, устроила шумный «разнос» справедливой и требовательной учительнице.

Ясно, что в этой истории больше всего пострадала школьница, у которой родная мать поколебала веру в учителя, запятнала уважение к нему. Тем самым мать ослабила возможность эффективного влияния педагога на ученицу.

Пытливый ум

Для детского возраста характерна пытливость. Недаром о малыше говорят, что у него возникает сто тысяч «почему».

Ответы родителей на вопросы ребенка — серьезное средство воспитания. Здесь родительский авторитет в семье играет огромную роль. Но нужно, конечно, чтобы ответы были правильными и, креме того, не освобождали ребенка от необходимости самостоятельно подумать о заинтересовавшем его явлении, поразмыслить над ним и разобраться в нем.

Дети, особенно малыши, очень чутки к языку. Услышав новое слово, они повторяют его, часто переделывают по-своему. Узнав слово, имеющее одно значение, они нередко с трудом уясняют себе его значение в другом смысле. Чуткость ребенка к слову, к его смыслу и звучанию обязывает старших быть взыскательными к своей речи.

Очень плохо, если дети не делятся с родителями, не ищут у них поддержки для своих дел. В такой семье родители не знают, чем живет их сын или дочь, что их волнует, какие у них друзья, и поэтому не могут успешно влиять на них

На чем же базируется душевный контакт между детьми и родителями? Малыш слушается старшего уже потому, что он маленький. Глубоко доверяя каждому слову отца и матери, он надолго запоминает все, что они говорят. Более того, дети считают мнения и оценки родителей непогрешимыми и готовы спорить со всяким, кто не согласен с ними. Поэтому будьте всегда требовательными к каждому своему суждению, замечанию. Однако в дальнейшем, когда малыш становится школьником, сила слова старших может покоиться только на их нравственных достоинствах. Вот, например, что написал шестиклассник Валерий К. в сочинении на тему «Наша семья»:

«У меня отец — человек несерьезный. Все, что он пообещает, никогда не выполнит. Другое дело мама — что скажет, то будет обязательно».

В другом сочинении девочка пишет: «С мамой делиться я теперь перестала и считаю, что это правильно. В прошлом году я доверила ей такую важную тайну, а она взяла и всем рассказала».

Родители должны быть нравственным идеалом для детей. Тогда сила их слова безгранична, и родительский авторитет в семье формируется сам собой. А как может школьник уважать отца, если с уст его нескончаемым потоком льются бранные слова, если он оскорбляет мать, пьянствует, увиливает от труда? Слово такого родителя только ранит душу ребенка, портит его поведение.

Необходимо проявлять исключительную чуткость к подросткам, тогда они охотно будут делиться с вами своими переживаниями. Если же этого нет, то ребята замыкаются.

…Саша К., паренек лет пятнадцати, ученик строительного ремесленного училища, обычно с насмешкой говорил о своей однокласснице Лиде. Но вот однажды, когда, кроме него и мамы, дома никого не было, спросил:

— Мама, ведь и девочки бывают хорошие?
— Конечно, бывают.
— А что, Лида хорошая?
— Ты раньше научись вытирать свой нос, а потом будешь девочками интересоваться.

Почему мать Саши увидела в интересе сына к девочке что-то плохое? Разве порочно стремление мальчика дружить с девочкой? Так неосторожное слово матери отдалило от нее сына. Не скоро теперь придет он к ней со своими мыслями и чувствами…

Велика сила родительского слова. Нужно только, чтобы оно было чутким, справедливым, правильным. Тогда это могучее средство воспитания.

По материалам журналов «Семья и школа», «Начальная школа».

Метки: родительский авторитет, родительский авторитет в семье, родительское слово.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти