Психические состояния, или Учимся понимать наших детей

Чтобы успешно воспитывать, надо знать, кого воспи­тываешь. Именно поэтому педагогика настаивает на индивидуальном подходе к ребенку, требует, чтобы вос­питатель обязательно учитывал его особенности. Уче­ник получает посредственные отметки, но мы видим, что он старается, и не упрекаем его. Лентяй за те же от­метки заслуживает строгого порицания. В данном слу­чае мы принимаем во внимание более или менее устой­чивые черты личности детей, например способности или характер. Но только ли это надо учитывать?,

Психические состояния детей: что это такое и от чего зависят

Наша повседневная жизнь представляет собой смену так называемых психических состояний. Они преходящи, вызываются различными причинами.

2014-11-10_094411Все знают, что такое самочувствие, настроение. Часто оно зависит просто от того, насколько человек здоров (так, многие болезни начинаются с плохого самочув­ствия; еще не знаешь, где и что болит, но уже знаешь, что заболел). В течение дня у человека самочувствие может меняться. Сидел долго в закрытой, плохо про­ветренной комнате — появилось нехорошее самочувствие; вышел на воздух, погулял — самочувствие улуч­шилось. Каждому знакомо состояние повышенной работоспособности— подъема, вдохновения, энтузиазма — и состояние пониженной работоспособности — утомления, апатии, скуки. Все, что мы называем настроением, отно­сится к психическим состояниям. Но многие психические состояния, например рассеянность, неряшливость, заме­шательство, нельзя назвать настроениями.

Психические состояния у детей имеют разную продолжитель­ность: есть мимолетные настроения, есть и такие, кото­рые длятся несколько часов, а иногда и суток. Но все равно они временны и своей временностью отличаются от индивидуальных особенностей личности, имеющих известную устойчивость. Раздражительность может быть временным состоянием у обычно нераздражительного человека.

Психические состояния часто определяют возможности человека: способен ли он в данное время выполнить ра­боту, считает ли он себя готовым ее выполнить. В житейском обиходе употребляются выражения: «Я не в состоянии это выполнить», «В состоянии ли он продол­жать работу?» и тому подобные.

Психические состояния у детей не возникают сами по себе; они вызываются определенными внешними или внутрен­ними воздействиями (состояние здоровья, окружающая обстановка, приятные или неприятные обстоятельства, природа, люди).

Иногда человек не отдает себе отчета, почему у него такое психическое состояние: очень часто оно вызы­вается рядом ничтожных и незамеченных причин. Каж­дая из них в отдельности не могла бы повлиять на наше психическое состояние, однако, взятые вместе, эти причины оказывают известное воздействие на психику человека. Бывает, что человек стесняется признаться даже самому себе в причине, вызвавшей данное психи­ческое состояние. Мальчик не понимает, почему у него плохое настроение, а дело в том, что его приятель по­шел на каток не с ним, а с другим товарищем. Маль­чику же стыдно признаться, что он находится в зави­симости от своего приятеля.

Если мы обратимся к литературе, то увидим, что ху­дожественное, психологически достоверное повествова­ние основано на проникновении писателя в психическое состояние героев. Вспомним, как правдиво описаны в рассказе Антона Павловича Чехова дети, занятые игрой в лото. У всех детей общее психическое состояние приятного возбуждения, заинтересованности, но оно выражается по-разному, в зависимости от индивидуальности ребенка. Такое возбужденное состояние, состояние своеобразного «азарта» сменяется безразличием, а потом приходит и сон. У Чехова же в рассказе «Тоска» обрисовано со­стояние отца, потерявшего единственного сына и имею­щего острую потребность с кем-то поделиться своим горем, чтобы облегчить тяжесть переживания.

Обычно мы замечаем у себя только те психические состояния, которые чем-либо выделяются, подобно тому как мы обращаем внимание на свое здоровье только в тех случаях, когда или имеются в нем болезненные отклонения, или, напротив, у нас особенно хорошее фи­зическое самочувствие. Иногда психические состояния бывают очень сложными, и мы стараемся лучше разо­браться в них, чтобы правильнее действовать. Таково состояние человека, переживающего внутренний кон­фликт, когда, например, долг требует одного, а нас влечет к другому. Простой житейский пример: ученик знает, что сегодня ему необходимо много заниматься подготовкой уроков, чтобы исправить отметки, а друзья соблазняют идти в кино. Конечно, долг всегда на пер­вом месте, но, признаемся, нередко следование долгу сопровождается огорчением, поскольку мы отказываемся от чего-то интересного.

Состояние повышенной возбудимости у ребенка

Как много ошибок в воспитании совершаем мы от­того, что не даем себе труда проникнуть в психическое состояние ребенка!

Примеры:

2014-11-10_095833Между двумя мальчишками произошла ссора, пере­шедшая в драку. Они находятся в очень возбужденном состоянии. Отец, вместо того чтобы их успокоить, де­лает назидание, которого дети не понимают: оно просто не доходит до них и не может дойти, пока дети не успокоятся. Надо их сначала успокоить, а затем уж делать выговор.

В состоянии повышенного возбуждения дети нередко поступают необдуманно, например говорят дерзости старшим. Конечно, дерзости, как и все другие проявле­ния неуважения к старшим, недопустимы. Но, к сожа­лению, бывает ведь и так, что сами старшие своим не­умелым обращением с детьми приводят их в такое воз­бужденное состояние, при котором те теряют над собой контроль.

Мальчику хочется после обеда поиграть с друзьями в футбол. Приходят за ним друзья, а мать не пу­скает его: «Заиграешься и вовремя не придешь домой готовить уроки». Мальчик упрашивает мать, обещает не опаздывать, а мать в ответ на это начинает бранить футбол, которым, по ее словам, занимаются «бездель­ники». Мальчика это возмущает, он возбужден спором и говорит матери грубость. Матери следовало бы учесть, что интерес к футболу велик у ребят, и этот интерес, если его регулировать, ничего дурного собой не представляет. Если же у матери имелись серьезные основания не пускать сына играть, то, зная, как ему хочется пойти поиграть с друзьями, она должна была в чуткой форме, уважая интерес сына к футболу, ска­зать, что сейчас ему своим любимым спортом заниматься нельзя, пусть товарищи зайдут за ним в другое время.

Состояние повышенной возбудимости у детей, часто переходящее в то, что на житейском языке именуют «нервозностью», вызывается разными причинами.

Нередко это состояние возникает, когда ребенку предъявляются непосильные требования. В одной семье родители хотели, чтобы их дочь-шестиклассница была во что бы то ни стало «отличницей». Девочка эта очень старательная, требовательная к себе, но по разным при­чинам учение ей дается с большим трудом. Девочке хочется удовлетворить желание родителей, ей непри­ятно, что они делают ей замечание, когда она получает отметку не 5, а 4 и она начинает нервничать, перевозбуждается.

Другой случай. Отец в претензии на сына за то, что он не слушает его, а сын пришел из школы в возбу­жденном состоянии: в классе было бурное собрание, на котором он активно выступал. Он еще переживает это собрание и невосприимчив к словам отца.

Часто дети нервничают потому, что у них плохо организован режим дня, не хватает времени заниматься уроками или интересующими их развлечениями. Отсут­ствие должного порядка в домашних занятиях приво­дит  к   суетливости,   неуверенности,   раздражительности.

Когда ребенок очень возбужден — узнайте причину, постарайтесь, если можно, устранить ее. Воздержитесь от назидательных слов до тех пор, пока дети не успо­коятся. Резкие слова, произносимые старшими в повы­шенном тоне, могут еще больше возбудить ребенка.

Есть и такое состояние возбуждения у детей, которое вполне допустимо и не требует устранения. Так, часто дети возбуждаются, ожидая какого-либо интересного, приятного для них дела, например готовясь к вечеру самодеятельности, соревнованию. Отличайте такого рода здоровое волнение ребенка от возбуждения, мешающего правильно думать и действовать.

Противоположное состояние — вялость и пассивность

2014-11-10_094812Противоположны возбужденности психические состоя­ния вялости, пассивности, скуки. Такие состояния у де­тей нередко бывают тогда, когда они утомлены. Уче­ница приходит из школы очень утомленная, так как после шести уроков пришлось еще заниматься с подру­гами. У нее даже аппетита нет, а лишь одно желание — спать. Мать недовольна дочерью, называет ее «соней», старается как-то ее растормошить, А девочка прежде всего нуждается в отдыхе.

Скучают дети, когда им неинтересно. Мать читает своей пятилетней дочке монотонным голосом не очень занимательный рассказ. Девочка закрывает глаза от скуки и стремится к своим куклам.

Чувство страха тоже относится к таким психическим состояниям, которые понижают активность. Страх демо­билизует детей, вызывает у них неуверенность в себе, сковывает их действия, подавляет инициативу. Страх перед физическим наказанием может дисциплинировать, но эта дисциплинированность не сознательная, а раб­ская. Ни в коем случае не старайтесь добиваться от детей чего-либо, запугивая их!

Как и состояния повышенной возбудимости, состоя­ния пассивности, вялости, так называемой «заторможен­ности» детей, имеют разные причины.

Иногда причина пассивности, вялости — нездоровье. Нередко именно дети физически слабо развитые, мало­кровные, страдающие частыми головными болями обна­руживают вялость.

Вся обстановка жизни может способствовать разви­тию пассивности. В романе Ивана Александровича Гон­чарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» показано, как удручающая скука жизни в помещичьей усадьбе превращала живого и любознательного Илюшу в флег­матичного, сонного, бездеятельного человека. В наше время такого барства не встретишь, но разве редки случаи, когда родители всеми силами стараются пода­вить активность детей, например отрицательно относясь к занятиям физической культурой и спортом, несправед­ливо ограничивая общественную деятельность детей, создавая дома такие «тепличные» условия, в которых дети в конце концов начинают скучать.

Как воздействовать на психические состояния детей?

Не следует смешивать временные психические состояния детей с чертами ха­рактера.

Примеры:

Первоклассница Оля упорно отказывается прочитать на домашней елке стихи, хотя хорошо знает их. Роди­тели говорят ей: «Какая ты упрямая!» На самом деле девочка совсем не упрямая. Нежелание читать стихи — лишь временное психическое состояние упрямства. Оно вызвано тем, что девочка стесняется читать в присут­ствии взрослых, малознакомых ей людей.

Володя, шестиклассник, вообще не отличающийся упрямством, ведет себя упрямо только по отношению к старшему брату. Почему? Тот нечутко и слишком «начальственно» к нему относится.

«Какая воспитанная, вежливая девочка!» — говорят о маленькой Тане гости. Они не знают, что Таня вежлива только для вида. Ей хочется, чтобы гости пригласили ее поиграть с их детьми.

Надо быть крайне осторожным, приписывая ребенку ту или другую черту характера. Очень часто сказать ребенку, что он грубый или капризный, — значит вну­шить ему неверие в возможность исправления своего недостатка.  «Что  мне  делать,  если   я  уж   такой   грубый?» — оправдывается подросток Саша перед своими родителями, часто называвшими его грубияном. Даже в тех случаях, когда вы уверены, что у ребенка сложи­лась устойчивая отрицательная черта характера, лучше говорить с ним так, будто у него только временное отрицательное состояние.

— Сегодня ты рассеянная, Лида, — говорит мать своей дочери-пятикласснице. — Надо быть внимательной, какой ты можешь быть и часто бываешь.

Но и не перехваливайте ребенка, наделяя его поло­жительными чертами, чтобы у него не развилось само­мнение, мешающее быть самокритичным и работать над собой. Семикласснику Николаю родители часто гово­рили о его исключительных способностях, талантли­вости, и он так о себе возомнил, что стал меньше за­ниматься, рассчитывая на свои способности; у него по­явилось высокомерие.

Воздействие на психические состояния детей заклю­чается в том, чтобы отрицательные состояния предупре­ждать, искоренять, а положительные — закреплять, де­лая их устойчивыми чертами личности.

Устраняя все поводы, которые могут вызвать у детей повышенную возбудимость, рассеянность, нетер­пеливость или же, напротив, вялость, апатичность, ле­ность, иногда сами родители подают детям дурной при­мер:

2014-11-10_095036Мать говорят дочери-подростку: «Ты видишь, как я изнервничалась, — надо меня пожалеть». Впослед­ствии, выслушав упрек от матери за грубость, дочь го­ворит: «Я просто понервничала». Проявить при детях неуравновешенность, неумение владеть собой часто озна­чает давать повод детям переживать такие же состоя­ния, оправдывая их тем, что родители тоже от них не свободны. Конечно, родителям, как всем людям, свой­ственны разные настроения и состояния, в том числе и чувства гнева, печали, страха; но следите за собой, избегайте проявлять эти чувства при детях.

Отец делает выговор сыну, находясь в весьма воз­бужденном состоянии, кричит, бьет кулаком по столу. «Что же ты молчишь?» — спрашивает он сына, а тот отвечает: «Да я не понял, о чем ты говоришь». Сын слышал шум и крик, видел озлобленное лицо отца; смысл назидания до него просто не дошел.

Мать убеждает дочь быть более аккуратной и точной, но говорит так вяло, будто произносит какие-то казен­ные слова, значением которых она сама не проникается. Такого рода унылое назидание обычно не приводит к цели.

Учить детей правильно переживать удачи и неудачи, радостные и печальные факты.

Пусть дети знают, что удача не должна вызывать состояния успокоенности и любования собой. Переживание радости от удачи вполне законно и хорошо, когда оно ободряет, вносит в работу нужный подъем. Ученик радуется, что у него за чет­верть нет ни одной тройки, и тут же решает: буду стараться теперь, чтобы пятерок побольше было. Это — радость активная.

Неприятности — то, что Михаил Иванович Калинин называл жизненными уколами, — естественно, вызывают плохое настроение. Научите детей быстро изживать та­кое настроение и, если они сами виноваты в его при­чине, — устранять эту причину. Сравним переживания двух шестиклассниц, получивших неудовлетворительные отметки:

Вера, придя домой, с плачем заявляет:
— Я только на один вопрос не ответила, а получила двойку. Сколько ни учи — ничего у меня не получается, особенно по этой противной алгебре.
У  нее после неудач, как говорят, руки опускаются.

Катя, получив плохую отметку, заявляет родителям:
— Я постараюсь, чтобы больше двоек у меня не было. Мне стыдно.
Катя не столько говорит о своей двойке, сколько сты­дится ее. Значит, она  готова  работать,  не  подавлена.

Положительные психические состояния поддерживайте и закрепляйте.

Николай, ученик 5-го класса, отличался леностью, небрежным отношением к занятиям. Классный руководитель, желая воспитать у него интерес к уче­нию, применил два приема: ставил ему поощрительные отметки, сопровождаемые похвалой, когда Николай из­редка отвечал неплохо, а также давал ему ответственные поручения лаборанта на уроках ботаники. Учитель правильно рассчитал, что надо ученику пережить новые для него чувства удовлетворенности и радости от успеха, и тогда он войдет во вкус и будет более при­лежным. Действительно, пережив радость от хороших отметок и от доверия учителя, Николай захотел хорошо работать в школе, у него зародилась потребность в уче­нии.

Чтобы ликвидировать у детей упрямство и каприз­ность, полезно создать такие условия, при которых дети хоть один раз почувствовали бы всю нелепость и непо­зволительность этих черт.

Расплакавшаяся без особого повода капризная шестилетняя девочка посмотрела на себя в зеркало и рассмеялась: каприз кончился, он ей показался смешным. Научив детей стыдиться своих ка­призов, своего упрямства, видеть в них что-то заслуживающее осмеяния, можно успешно бороться с этими весьма отрицательными чертами характера.

2014-11-10_095259Чтобы учитывать при воспитании детей их временные психические состояния, своевременно их замечайте. Это не всегда легко. У некоторых детей их настроение ярко выражается во внешнем облике, в поведении, у других оно скрыто, замаскировано. По продолжительности и силе плача не судите о тяжести переживания ребенком горя: есть просто плаксивые дети, которые плачут по пустякам, а есть и такие, которые стыдятся своих слез, и если плачут, то стараются это делать незаметно.

Мы воспитываем детей бодрыми, активными, жизне­радостными. Успех в большой мере зависит от того, в какой обстановке живет ребенок дома, какой пример подают ему старшие, наполнена ли его жизнь интерес­ной деятельностью и, наконец, найден ли по отношению к нему индивидуальный подход, при котором требова­тельность сочетается с чуткостью.

По материалам статей профессора Н. Д. Левитова

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти