Проблемы адаптации к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду – период, вызывающий немало тревог и переживаний у родителей. Не зря эта проблема является частой причиной обращения в психологическую консультацию.

адаптация к детскому садуНежелание идти в садик, капризы и плач по утрам, чрезмерная возбужденность, раздражительность или подавленность вечером, беспокойный сон, часты простуды – признаки переживаемого ребенком сильного стресса и трудностей адаптации. Подобные реакции на детский сад наблюдаются у большинства детей уже на 2-3 день его посещения, однако они могут проявиться и через неделю или даже через месяц, когда. Как думают родители, ребенок уже успешно и без проблем привык к садику.

Как сделать период адаптации ребенка кратковременным и менее болезненным? Как помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к садику? Давайте внимательно проанализируем эту абсолютно новую ситуацию в жизни ребенка с точки зрения детской психологии.

1. Опыт показывает, что наиболее благоприятен для адаптации к детскому саду возраст 2, 5 – 3, 5 лет. В этот период ребенок стремится быть самостоятельным и «взрослым» (пресловутый кризис 3 лет), просыпается потребность в расширении круга общения и потребность в контактах, совместных играх со сверстниками. Эти психологические характеристики возраста являются основой для мягкой адаптации к садику. Более раннее или позднее с точки зрения возраста привыкание к условиям детского учреждения чаще сопровождается трудностями.

2. Готовьте ребенка к этому периоду заранее. Чтобы адаптация прошла мягче – жизнь ребенка дома необходимо максимально приблизить к условиям детского сада. Узнайте заранее режим дня в дошкольном учреждении и придерживайтесь его дома, формируйте навыки самообслуживания (самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки, ходить в туалет). Чаще общайтесь со сверстниками на детской площадке, по возможности сходите с ребенком на «экскурсию» в садик и на его территорию.

3. Ребенок с первого дня должен знать, что посещение детского сада – обязательно и неизбежно. Других вариантов у него нет. В этом случае ребенок не будет испытывать призрачных надеж, что какие-то его поступки (чаще негативные) или обстоятельства могут изменить ваше решение, и все силы направит на привыкание к новой ситуации жизни в садике. «Мама идет на работу, это важно. А ты идешь в садки – это твоя работа, как у взрослого».

4. Необходимо понимать, что детский сад (особенно в период адаптации к нему) – это не только веселые совместные игры, новые игрушки и прогулки с детьми, сколько негативные переживания от разлуки с мамой, стресс от постоянного шума, вынужденное взаимодействие со сверстниками, конфликтные ситуации (ударили, толкнули, отобрали игрушку). Старайтесь относиться с должным и искренним вниманием, пониманием и уважением к переживаниям маленького ребенка. Слушайте его рассказы, объясняйте как себя вести в трудных и конфликтных ситуациях, проигрывайте сходные ситуации с игрушками (или с вами) дома. И всегда делайте акцент на позитиве: спрашивайте о том, что ребенку понравилось в садике, что было веселого и увлекательного.

5. Постарайтесь договориться о возможности вашего совместного с ребенком пребывания в садике на период адаптации. Обычно, администрация детских садов и воспитатели идут навстречу.

6. Заранее познакомьтесь и старайтесь наладить отношения с воспитателями в группе, которую будет посещать ваш ребенок. Сообщите воспитателям как можно больше информации о вашем ребенке: его предпочтениях в еде, возможных аллергических реакциях, предпочтениях в играх, общении и другом.

7. Предложите ребенку брать с собой какой-то предмет или игрушку из дома в садик. «Кусочек» дома может облегчить его переживания в незнакомой обстановке. «Сегодня мишка идет в гости в садик к игрушкам, завтра слоник» и т. д.

8. Старайтесь больше времени проводить с ребенком вечерами. Причем проводить это время продуктивно: вместе читать и обсуждать. Вместе рисовать, вместе клеить, вместе рассматривать и удивляться, вместе… Если вы заняты или устали, пусть это будет хотя бы один час активных совместных дел или бесед.

9. Ориентируйте ребенка во времени. Объясняйте, что есть 5 будних дней, когда ходят на работу и в садик, после них – выходные, когда все остаются дома. «Сегодня вторник. Еще три денечка и будет выходной». Это важно для ребенка, особенно в период адаптации, знать – сколько дней осталось до выходных. Заодно дни недели и счет до пяти быстро выучатся.

10. Утром не задерживайтесь в раздевалке. Пословица гласит: «долгие проводы – лишние слезы». Выработайте четкий ритуал: пришли, быстро переоделись, сказали – в какое время вы вернетесь за ребенком и что вы его любите, поцеловались (обнялись) и ребенок самостоятельно уходит в группу. Чтобы ребенку легче было расстаться с вами, по дороге в детский сад договоритесь заранее, что вы будете делать сегодня вечером (читать новую книгу, собирать желтые листья, лепить бабочку из пластилина и др.). С известными и интересными на вечер планами и время в садике пролетит незаметно. Только не создавайте ритуал покупки конфеты или другой сладости после садика в качестве бонуса за пережитый стресс. Во-первых, от такой практики потом будет сложно избавиться, а во-вторых, для любого ребенка самой главной наградой всегда является искреннее внимание родителя и время, проведенное с ним.

проблемы адаптацииАдаптация к детскому саду – первый проблемный период в жизни ребенка. В ваших силах помочь ему пережить это время легче и быстрее, просто будьте внимательны и терпеливы к нему. И поверьте, уже скоро вы услышите фразы «Мам, ну когда мы опять в садик пойдем?», «Почему ты так рано за мной пришла? Я хочу еще поиграть!» или «а Марья Ивановна сказала (воспитатель) сказала, что нужно делать так!» и с грустью вспомните о тех прошедших днях. Когда ваш ребенок был сильно привязан только к вам, а вы хотели немного больше свободы. Но это тема уже другого разговора…

 

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти