Олигофрения (умственная отсталость) у детей

Термин «умственная отсталость», или «олигофрения», имеет четкие, строгие границы. К сожалению, нередко им «бросаются» слишком легко, например, когда просто ребенок не слишком хорошо успевает в учебе. А здесь особенно нужна точность и определенность: ведь назвать ребенка умственно отсталым — это серьезное и ответственное дело. Современный уровень обучения требует от ребенка значительной умственной активности. А именно эта активность у умственно-отсталых детей существенно снижена, и повседневная учебная работа открывает подобные дефекты со всей очевидностью.

1577051_640

Олигофрения. Определение

Термин «умственно отсталый ребенок» вовсе не чья-то произвольная выдумка, он имеет четкое, научно определенное значение, определение. Умственная отсталость, или олигофрения,— это нарушение, то есть снижение как познавательной, так и всей психической деятельности человека вследствие болезни: органического поражения головного мозга. Слово «олигофрения» значит буквально малоумие («олигос» — малый, «френ» — ум).

Итак, очень важно иметь в виду, что умственная отсталость — результат болезни, заболевания головного мозга.

Следствием этого (о том говорит и сам термин) являются, в первую очередь, нарушения интеллектуальной деятельности; но в той или иной форме болезнь почти всегда накладывает отпечаток и на поведение ребенка, влияет на область его эмоций и воли.

Причины возникновения

Каковы же причины возникновения этого заболевания? Оно может быть вызвано инфекцией и интоксикацией (то есть отравлением), а также ушибами живота и психическими травмами беременной женщины. Нередко причинами олигофрении оказываются травмы, инфекции, ушибы, воспаления мозговых оболочек самого ребенка (обычно на первом году его жизни): наконец, такими причинами часто бывают болезни родителей.

28380_640Исследования показали, что в возникновении умственной отсталости большую роль играет наследственность (например, сифилис, психические болезни) и особенно алкоголизм. Значительная часть детей-олигофренов рождается от родителей, страдающих алкоголизмом.

Особую опасность представляет состояние опьянения в момент зачатия или употребление даже небольших доз алкоголя во время беременности. В определенном смысле можно сказать, что умственно отсталые дети — это дети, которым приходится расплачиваться за пороки родителей.

Умственная отсталость явно проявляется в учебной работе. Но из этого вовсе не следует, что, если ребенок плохо учится, надо непременно видеть причину в органически дефектах его психики. Причины отставания могут быть совсем иными безразличие к обучению, интеллектуальная пассивность, лень, педагогическая запущенность, слабая подготовка. И необходимо понять прежде всего: не хочет ребенок учиться как не может.

А что греха таить: не так уж редко, едва ребенок стал отставать, начинают говорить об его умственной недостаточности. Правильнее поступить наоборот: думать об умственной недостаточности не в первую, а в последнюю очередь, то есть сначала испробовать все возможные средства для общего развития ребенка, для повышения его умственной активности.

Не надо забывать, что у детей могут отмечаться и другие болезненные нарушения психики, затрудняющие их обучение в школе (например, тяжелые инфекции и травмы головы, психопатическое поведение, нервность и т. д.). Здесь и медицинские, и педагогические меры, и подход к детям, соответственно, должны быть другими.

Олигофрения в степени дебильности у детей

Оставляя в стороне глубокие формы олигофрении, остановимся на самой легкой — дебильности. Обычно ее и имеют в виду, когда говорят об умственной отсталости. Дети легкой и средней степени дебильности составляют, как правило, основной контингент учащихся вспомогательных школ. По поведению и эмоциональному облик у их обычно делят на две группы: спокойные, ровные (иногда пассивные и вялые) и импульсивные, возбудимые, склонные к эмоциональным вспышкам и агрессивным действиям. Понятно, что воспитание и обучение первой группы детей-дебилов проходит легче и дает более надежные результаты.

В их познавательной деятельности заметны три группы нарушений:

1. Дефекты восприятия, внимания, памяти. Они проявляются в разной степени и в разной форме, иной раз очень стерто, почти незаметно. Так, механическая память обычно снижена не столь сильно, иногда и вовсе незначительно. Более ощутимо снижена смысловая память. Заметно ослабление способности к произвольному запоминанию. Из дефектов внимания можно отметить недостаточную способность к сосредоточению, сужение объема внимания, медленное его переключение. Слаба активность и целостность восприятия. Эту первую группу можно назвать нарушением условий и предпосылок умственной деятельности.

2. Эта группа включает нарушения интеллектуальных навыков и операций: счета, письма, чтения. Так, дети с трудом производят, например, вычитание и сложение в уме, навык чтения и письма дается им очень трудно. Часто они плохо ориентируются в географических, исторических и других сведениях. Очень часто по этим двум критериям и судят о наличии и о степени умственной недостаточности. В то время как наиболее важны нарушения следующей группы, затрагивающие наиболее важные качества ума и познавательной деятельности.

3. У детей отмечается неспособность к обобщению, непонимание условностей, неумение выделить существенные признаки: недоразвитость отвлеченного мышления, затруднение образования понятий и причинно-следственных отношений. Обычно они с трудом понимают пословицы и шутки; правильно уловив, скажем, решение какой-то задачи, не могут перенести его в другие, схожие условия. В то же время необходимо заметить, что в решении доступных задач и жизненных проблем многие умственно отсталые дети проявляют заметную настойчивость и старание. При правильном воспитании и обучении это в определенной мере восполняет дефекты познавательной деятельности.

Обучение

814187_640Дети с более резкими нарушениями обычно находятся или в специальных лечебных учреждениях, или дома, но обязательно под постоянным присмотром взрослых.

Во вспомогательные школы или классы направляют детей, которые явно не способны учиться в обычной школе (это становится очевидным, как правило, уже в первом — третьем классах). Процедура перевода четко определена. Школа, где учится ребенок, должна направить его сначала к детскому психоневрологу и дать развернутое обоснование, почему сочтено необходимым перевести его во вспомогательную школу. Психоневролог обследует ребенка и определяет, действительно ли идет речь об умственной недостаточности, в какой степени она выражена. Затем комиссия тщательно анализирует ситуацию, проверяет психические возможности ребенка, устанавливает его явную неспособность обучаться в обычной школе и только затем выносит решение о переводе во вспомогательную школу. На такой перевод обязательно необходимо согласие родителей.

Процесс обучения во вспомогательной школе облегчен и приноровлен к возможностям больных детей. Там не преподают, например, иностранных языков, химии, физики. Число детей в классах значительно сокращено, процесс обучения более индивидуализирован. Большой упор при обучении делается на трудовую подготовку, на развитие трудовых навыков и умений.

Как быть родителям?

Конечно, горько думать, что твой ребенок «не такой, как все». Но что же делать, если речь идет о болезни, последствия которой сегодня, увы, бесследно не устранимы? И если специалисты-медики и педагоги считают необходимым такой перевод, не стоит этому противиться. Ведь ребенку там будет не только легче учиться. Там он не будет постоянно чувствовать себя «хуже всех», не будет испытывать горечь постоянного отставания. Там он почувствует возможность успеха.

Но если вашего ребенка и перевели во вспомогательную школу, это вовсе не значит, что теперь все вопросы обучения и воспитания можно безраздельно передоверить педагогам. Школе понадобится ваша постоянная, деловая помощь — в развитии у ребенка интереса к занятиям, стремления как можно лучше учиться, в воспитании трудолюбия и самостоятельности. Вместе с его учителями вы должны сделать всё, чтобы он мог без тягостных осложнений и трудностей вступить в самостоятельную жизнь. Не нужно смотреть на дело безнадежно: при постоянной и настойчивой коррекционно-педагогической работе ученики вспомогательной школы существенно продвигаются в своем развитии: они усваивают знания и трудовые навыки; окончив школу, могут овладеть какой-либо из несложных профессий и вести нормальную самостоятельную жизнь.

По материалам журнала «Семья и школа», 1974 год (В. Шершаков, психолог)

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти