Как приступить к занятиям по иностранному языку в начальной школе

injasУдивительно, но уже во времена СССР была уверенность в том, что изучать иностранные языки необходимо с раннего возраста. Тогда это способствовало выполнению поставленной Программой КПСС задачи расширения культурных связей СССР со странами социалистической системы, а также с другими странами в интересах взаимного обмена достижениями науки и культуры, взаимопонимания и дружбы народов.

Об особенностях обучения детей иностранному языку в начальной школе

(статья из журнала 50-летней давности «Начальная школа»)

Сейчас как никогда своевременно звучат слова М. И. Калинина о значении изучения иностранных языков: «…недалеко то время, когда признание человека культурным будет связано со знанием им хотя бы одного иностранного языка». В числе мер, которые позволят решительно улучшить постановку преподавания иностранных языков в школе, в постановлении предусматривается более раннее, чем это имело место раньше, начало обучения детей иностранному языку.

Совет Министров СССР рекомендует организовать с учетом пожелания родителей группы для занятий иностранным языком в детских садах в начальных классах школ.
Необходимо иметь в виду, что проведение таких занятий требует серьезной подготовки от тех, кому поручено это важное дело, так как от правильной постановки начального обучения языку во многом зависит успех дальнейшего обучения.

Подготовка педагогов

Требования к повышению уровня преподавания иностранных языков в полной мере относятся и к преподавателям, которые будут вести занятия в группах учащихся начальных классов. Исходя из этого, Совет Министров СССР приравнял преподавателей иностранного языка в начальных классах в отношении учебной нагрузки, оплаты труда, а также льгот, преимуществ и пенсионного обеспечения к учителям восьмилетних школ. В соответствии с приказом Министра просвещения РСФСР преподаватель иностранного языка в группах учащихся I—IV классах оплачивается за счет средств родителей учащихся, занимающихся в группах.

Все сказанное свидетельствует о необходимости допускать к ведению занятий по иностранным языкам с младшими школьниками лишь людей, обладающих соответствующей подготовкой, хорошо практически владеющих языком.

Приступая к работе с детьми младшего школьного возраста, учитель иностранного языка должен иметь представление о том, чем отличаются занятия с этим контингентом учащихся от занятий с учащимися других возрастных ступеней, а также о тех специфических методах и приемах, которые дают наибольший эффект в обучении языку учащихся начальных классов.

Цель настоящей статьи — освещение ряда вопросов, связанных с методами и приемами работы по обучению иностранному языку учащихся младшего школьного возраста.

Методы и приемы работы

Преимущества раннего начала обучения иностранным языкам сводятся в основном к следующему. При более раннем начале обучения учитель может опираться на возрастные особенности детей: хорошую механическую память, которая имеет большое значение при усвоении иностранного языка; склонность детей этого возраста к подражанию; пластичность артикуляционной базы у детей младшего возраста, что облегчает усвоение ими правильного произношения.

Рассмотрим теперь с учетом этих особенностей некоторые общие методические положения, на которых основывается обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста.

В отличие от учащихся средней школы дети младшего возраста имеют еще очень небольшой опыт в родном языке; им трудно овладеть графикой иностранного языка. Поэтому при обучении детей самого младшего возраста, т. е. дошкольников и учеников I—II классов, целесообразно принять систему, основанную на чисто устных видах работы. В последующих классах чтение и письмо будут усваивать дети, активно владеющие на практике некоторым словарным запасом, звуковой системой иностранного языка, рядом форм и типов предложений.

В основу занятий по иностранному языку с учащимися младшего школьного возраста на начальном этапе наиболее целесообразно положить обучение устной речи по определенным бытовым темам.

С самого начала обучения языку необходимо учить детей высказываться на иностранном языке по поводу того, что они видят вокруг себя, чем они занимаются, что делают их сверстники, что делают взрослые и т. д. Не менее важно научить их понимать речь на иностранном языке, построенную на самом простом языковом материале. Вся работа учителя, на данном этапе обучения должна быть направлена на выполнение этой цели.

Другим вопросом, возникающим уже на самых первых занятиях по иностранному языку, является вопрос о том, следует ли класть в основу обучения языку отдельные слова или целые предложения.

Нам представляется, что разрешение этого вопроса находится в прямой связи с только что рассмотренной проблемой. Проводя устную работу, следует с самого начала обучать детей высказываниям, оформленным в виде целых предложений.

В то же время было бы неправильно объяснять детям только значение целых предложений, не объясняя им значения отдельных слов. Детям младшего школьного возраста интересно узнавать названия конкретных предметов. Эту их склонность и нужно использовать для накопления известного словарного запаса.

Весьма важен далее вопрос о наглядности

По нашему мнению, следует различать две стороны этого вопроса: применение наглядности при объяснении нового для учащихся языкового материала; применение наглядности для развития умений и навыков пользования в речи уже усвоенным материалом.

Рассматривая первую сторону вопроса, следует заметить, что применение наглядности способствует повышению у учащихся интереса к объяснению новых слов. Однако возможности объяснения путем наглядности весьма ограничены. Путем показа можно объяснить лишь ограниченное число конкретных существительных, еще меньшее количество глаголов и прилагательных.

Несколько по-иному, как нам кажется, нужно подходить к применению наглядности в процессе развития у учащихся речевых умений и навыков на уже усвоенном материале. В этом случае использование наглядности, по существу, почти ничем не ограничивается. Обстановка, в которой учащиеся упражняются в речи, должна максимально приближаться к естественным условиям общения. Так, например, рассказ учащегося по серии сюжетных картин или по макету, изображающему одну из комнат жилого дома, разные виды городского транспорта и т. п., безусловно будет больше способствовать развитию речи, чем рассказ без опоры на наглядность или устный перевод ряда предложений на иностранный язык.

Ввиду того что на занятиях по иностранному языку с младшими школьниками главное место отводится тренировке в устной речи, наглядность на этих занятиях должна найти самое широкое применение.

Тонкости изучения грамматики

Необходимо, далее, остановиться на вопросе, который неизбежно возникнет у учителя, приступающего к занятиям иностранным языком с младшими школьниками, — на проблеме обучения учащихся правильному употреблению грамматических форм и конструкций и правильному произношению. Учащиеся начальной школы должны усваивать грамматические формы слов в предложениях. Таким образом, грамматические формы и конструкции изучаемого языка усваиваются учащимися без их осознания и обобщения в правила.

Для того чтобы дети как можно быстрее овладели умением выражать свои мысли на иностранном языке, не прилагая усилий к изучению сложных правил, по которым строится предложение, очень важно научить их строить предложения по аналогии, на основе заученных образцов.

В отдельных случаях, однако, некоторые практические указания могут оказать младшим школьникам помощь в овладении той или иной конструкцией.

О работе над произношением

Мы считаем необходимым специально остановиться на методике работы над произношением, так как некоторые учителя, обучающее детей младшего возраста, преувеличивают значение трудностей усвоения учащимися иноязычного произношения.

Разумеется, учащиеся должны усвоить правильное произношение иностранных слов и звуков, из которых состоят эти слова. При обучении произношению надо использовать и имитацию, и объяснение артикуляции трудных звуков. Но не следует превращать занятия языком в уроки фонетики. Если учитель заметал, что тот или иной ребенок плохо усваивает какой-либо звук, oн должен отдельно позаниматься с этим ребенком. Он может и на коллективных занятиях предложить отдельным учащимся или всем детям проделать небольшое фонетическое упражнение, отведя на это не более одной-двух минут, в затем перейти к другим видам работы. Дети постоянно слушают правильную речь учителя, слышат его замечания, адресованные отдельным учащимся. Постепенно у детей обостряется слух, совершенствуются произносительные навыки. При неуклонном внимании к ошибкам учеников учитель безусловно может добиться хорошего произношения у всех детей, не заставляя их заниматься специальным изучением фонетического строя иностранного языка.

Игровые моменты 

На любом этапе обучения иностранному языку и на любом занятии вся деятельность учителя должна быть направлена на обучение школьников практическому пользованию языком. Их этого следует, что учителю необходимо использовать все возможности для создания на занятиях такой обстановки, в которой учащиеся постоянно испытывали бы необходимость использовать приобретенные ими умения и навыки владения иностранным языком. На занятиях должны применяться разнообразные, быстро сменяющие друг друга приемы и виды работы; процесс обучения должен быть занимательным, естественным, не вызывать у детей больших затруднений.

Имеющийся опыт показывает, что большой эффект в обучении иностранному языку детей младшего возраста дает проведение игр на иностранном языке. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в привлекательной для них деятельности. Предоставляя незаменимые возможности для создания ситуации, в которой дети пользуются языком как естественным средством общения, игра в то же время увлекает детей; в ходе игры речевые умения и навыки развиваются и совершенствуются легко и незаметно для самих учащихся.

Игры на иностранном языке можно использовать на уроке, в ходе внеклассных занятий и дома.

Все виды игр, которые учитель будет проводить на занятиях по иностранному языку с младшими школьниками, должны способствовать развитию устной речи. Готовясь к проведению игры, учителю следует помнить, что игра будет проходить легко и увлекательно только в том случае, если все дети данной группы хорошо усвоили тот языковый материал, которым они будут пользоваться в игре.

Игра, конечно, не единственный прием, который может быть использован на занятиях по иностранному языку с детьми младшего школьного возраста. Существует множество других приемов работы, позволяющих учащимся приобретать и совершенствовать знания по иностранному языку и умения и навыки речи на изучаемом языке.

Сюда относятся прежде всего ответы учащихся на вопросы учителя об окружающей обстановке, их жизни, проведение экскурсий с беседой на иностранном языке.

С целью обучения школьников самостоятельному высказыванию нужно широко практиковать разучивание и инсценирование диалогов.

Усвоению учащимися языкового материала способствует разучивание коротких стихотворений, рифмовок, считалок на иностранном языке.

При работе в начальных классах нужно по возможности часто применять хоровые виды работы: хоровые ответы на вопросы, хоровую декламацию и т. п.

В. В. Краевский Л. С. Шеляпина, журнал «Начальная школа», 1961 год

(Об особенностях обучения детей иностранному языку в начальной школе)

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти