Ибрай Алтынсарин. Биография. Вклад в педагогику

О фактах некоторых фактах биографии казахского педагога Ибрая Алтынсарина, о жизни и трудах, о вкладе в педагогику рассказывается в одном из выпусков журнала «Семья и школа» (1968 год):

Биография

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в роде Кипчак Среднего Жуза (Затобольский район Кустанайской области). Его раннее детство прошло в семье деда — бия Балгожи Жанбурчина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской Пограничной комиссии. К счастью для Ибрая, когда ему исполнилось 8 лет, при Пограничной комиссии была открыта школа для казахских детей. В этой школе Алтынсарин учился с 1850 года по 1857 год (при окончании он был отмечен как особо отличившийся), а затем работал сначала писарем у деда, и с 1860 года — толмачом-переводчиком при Оренбургском областном правлении. Все свободное время Алтынсарин посвящает самообразованию: он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве, знакомится с сочинениями русских классиков, внимательно следит за современной ему журнальной периодикой.

У Алтынсарина появляется немало друзей среди местной интеллигенции (одним из них был в эту пору известный востоковед В. Григорьев). Все они в один голос отмечают начитанность молодого казаха, его неуемную любознательность и особенный интерес к педагогическому делу. В 1860 году Алтынсарин получает возможность реализовать этот интерес — ему поручают открыть школу. Четыре года неустанного труда ушло на ее создание. Он преподает в ней сам, помогает другим учителям, напряженно работает над первыми национальными учебниками — «Начальным руководством к изучению русского языка» и «Киргизской хрестоматией» (такое название объясняется тем, что в эту пору казахов официально именовали киргизами или киргиз-кайсаками). Они выходят в свет в 1879 году.

Глубокое уважение, которое завоевал Алтынсарин в кругу своих соплеменников, его безграничное трудолюбие и самоотверженность находят, в конце концов, признание и у властей. В 1879 году он получает назначение на должность инспектора народных училищ Тургайской области, должность не столь высокую по служебной иерархии, но для казаха совершенно необычайную. Именно в то десятилетие, которое провел Алтынсарин на этом посту, и были заложены первые основы казахской национальной школы. Он создает сначала центральные училища в каждом из уездов Тургайской области, а затем, в 1887 году — еще 5 волостных школ. Одним из самых больших бед в развитии образования было полное отсутствие учителей-казахов ; Алтынсарин добивается открытия учительской школы в городе Орске. С его именем связано и начало женского образования в Казахстане. Первая женская школа была открыта им в Иргизе, еще четыре, создание которых также было подготовлено им, начали действовать уже после его смерти. И наконец, трудами Алтынсарина было положено начало и техническому образованию на его родине. Он создает первое в своем крае ремесленное училище; организованному им сельскохозяйственному училищу Алтынсарин завещал свои земельные участки.

…Жизнь Ибрая Алтынсарина оборвалась рано, когда ему не было еще 50 лет. Он никогда не отличался крепким здоровьем, а беспокойная скитальческая жизнь, которой требовали от него его обязанности (в его письмах то и дело встречаешь «опять… скитаюсь по степям… таскаюсь по таким трущобам, где и самому. дьяволу трудно было меня отыскать»), конечно же, тоже не укрепляла его. Летом 1889 года смертельная болезнь настигает его, и 17 июля он умирает.

Вклад в педагогику

Мы рассказали о внешней канве жизни Алтынсарина. Но простой перечень событий дает слишком мало для того, чтобы понять, какие реальные (и огромные) трудности пришлось преодолеть ему, в каких обстоятельствах пришлось действовать. В ту пору в Казахстане не было, по существу, никакой системы образования. Ничтожно малое число казахских детей обучалось в русских школах, еще какая-то часть — в религиозных училищах (мектебах). В мектебах детей калечили умственно и физически. Их рассаживали на голый пол, и целыми днями они, глотая пыль, бессмысленно заучивали тексты на незнакомых им татарском или арабском языках.

Порка была главным и единственным способом «педагогического воздействия». И естественно, что преподававшие в этих школах муллы оказались первыми противниками начинаний Алтынсарина. Они всячески стращали казахов, запугивали их тем, что в «казенных» школах детей отучат от веры и обычаев отцов. «В нашей стране муллинская порода распространяется в больших размерах и выжить их… нет никакой возможности», — замечает Алтынсарин. И не единожды еще в его письмах встречаем мы упоминание о противодействии, которое оказывали ему муллы, об упреках в отступничестве, которые раздавались по его адресу. Не мог он рассчитывать на поддержку и в том кругу, который, казалось, хотя бы по его происхождению мог быть ему близок, — в кругу казахской знати. Целью Алтынсарина было «дать казахам такое образование, чтобы они могли стать полными руководителями, учителями народа по части наук и искусства». У знати же, посылавшей своих детей в школы, были цели совсем иные. С горечью пишет Алтынсарин: «Отдавая своих детей на обучение, просят научить их прежде государственным законам, с тем намерением, чтобы из них вывести законщиков, следовательно, кляузников. Вот куда у них глаза глядят! Они употребят во зло свое маленькое образование, станут безжалостными обидчиками казахов же».

Алтынсарин был государственным чиновником «по министерству народного просвещения». Но стремление, которое было смыслом жизни Алтынсарина — дать образование народу, вывести из мрака невежества — менее всего входило в намерения царских властей. Им достаточно было иметь несколько десятков грамотных «инородцев» для исправления низшей чиновничьей службы; все прочее было не нужно, да и опасно. Казенные «фонды» на образование были нищенскими; все школы, которые удалось открыть Алтынсарину, были созданы им буквально своими руками, на собранные по крохам пожертвования. Самое большее, чего он мог ждать от властей — чтобы ему не мешали. Но и так было далеко не всегда — чаще можно было встретить невежество или самоуправство.

…Но значит ли все это, что Ал¬тынсарин был одиноким подвижником, черпавшим силы лишь в личном мужестве? Думается, такое заключение все же было бы неверным. Поддержкой и опорой была для него, прежде всего, вера в силы своего народа. Несмотря на вековую нищету, бесправие, влияние религии, в казахском народе всегда жило стремление к свету знания, всегда сохранялась мысль о том, что образование и воспитание — важнейшая жизненная необходимость, своего рода «второе рождение» человека, превращение его в подлинную личность. И дело, которому посвятил свою жизнь Алтынсарин, не было потому лишь его личным устремлением и порывом — это была его общественная, национальная миссия, значимость которой, он, бесспорно, ощущал.

Опорой Алтынсарину были и достижения передовой русской культуры, литературы, педагогики. В овладении ими он видел один из основных путей образования и культурного роста родного народа. И потому национальная школа, основы которой были положены им, закономерно создавалась как школа, дающая русско-казахское образование.

И наконец, опорой Алтынсарину, в особенности в последние годы его жизни, был круг его соратников, молодых учителей, которых он по-отечески заботливо опекал, вникал в каждую мелочь их труда и быта, поддерживал и ободрял — и круг его учеников, успехам которых он не уставал радоваться.

Какова же роль Алтынсарина в развитии национальной казахской педагогики? Мы уже упомянули о созданных им учебниках, но они, бесспорно, заслуживают более подробной оценки. Значимость их — не только в том, что это первые учебники на родном языке; не только в их методических достоинствах. Главная особенность их (если говорить, в частности, о «Киргизской хрестоматии») — в органическом, мастерском соединении народной традиции воспитания, испокон веков передаваемой изустно, и научной — прогрессивной русской педагогики. В хрестоматию Алтынсарина широко вошли народные сказания, песни, притчи, легенды — за-писанные им, переработанные или положенные в основу собственных стихотворных и прозаических сосинений. И одновременно он опирается на опыт русской педагогики, на материалы хрестоматий Ушинского, Л. Толстого. Если учесть, к том; же, что хрестоматия Алтынсарин: дала первые (и прекрасные) образцы казахского литературного языка, понятно будет ее значение.

В педагогических работах Алтынсарина выразились воззрения, во многом совпадающие с идеями передовых русских педагогов.

Воспитание детей и молодежи подчеркивал он, должно быть разумным и свободным, основываться на идее равенства природных способностей человека, на стремлении выявить и развить в каждом человеке все лучшие задатки.

«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле», — писал Алтынсарин, опровергая мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови».

С двумя другими замечательными казахскими просветителями-демократами второй половины XIX века — Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым — Алтынсарина роднит непримиримость ко всякому насилию, расовой и национальной нетерпимости и высокомерию; горячая вера в освободительное значение творческого труда, научного знания, образования, просвещения масс, призыв к миру, дружбе и сотрудничеству разноязыких народов во имя общего прогресса.

В эпоху, когда обучение не только в религиозных, но и в большинстве светских, государственных школ основывалось на беспрекословном подчинении авторитету учителя, Алтынсарин подчеркивал, что основа этого авторитета — любовь к детям.

Он писал: «Учитель как воспитатель должен обладать удивительным качеством полюбить всей душой школу, всеми силами отдаваться своим обязанностям, имея дело с детьми, уметь общаться с ними не раздражительно и терпеливо. Чем бодрее дети, тем больше учитель окажет правильное влияние на учеников, тем успешнее пойдут и занятия».

…Именно таким учителем и был сам Ибрай Алтынсарин, о чем нам поведала его биография.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти