Бенджамин Спок о воспитании детей

2016-12-30_113059Главы из книги Бенджамина Спока «Беседа с матерями» (в сокращении) повествуют нам о некоторых важных моментах в воспитании детей:

Ознакомившись с работами психологов, социологов, психиатров, исследовавших влияние места ребенка в семье на его характер, я был, признаться, удивлен. Оказалось, что почти нет данных, свидетельствующих о том, что старшие дети в семье развиваются по-иному, чем младшие. Статистика показывала, что здесь вообще нет существенной разницы между старшим, средним и младшим ребенком. Вы, вероятно, хотите сказать: «Чепуха! Я знаю, что на меня и каждого из моих братьев и сестер оказывало влияние само то обстоятельство, были ли мы первыми, вторыми или младшими, и я знаю подобные ситуации в других семьях». Я согласен. Именно поэтому я и хочу обсудить этот вопрос.

Много лет назад сотрудники детского сада, в котором я работал, исследовали детей, родившихся первыми. Оказалось, что первенцев очень расстраивало появление в семье следующего ребенка — сестры или брата. Некоторые из веселых и энергичных малышей превратились в печальных нытиков. Мы сочувствовали им; у нас создалось впечатление, что многие дети действительно тяжело переживали утрату своей «единственности». Затем один из сотрудников собрал данные о детях-первенцах, находившихся в этом саду в прошлые годы. К нашему большому удивлению, выяснилось, что лишь у половины детей появление младших вызвало тревогу, остальные же спокойно встретили брата или сестру и были счастливы, как и прежде.

Возможно, это спокойствие поддерживалось мыслью о том, что именно они — все-таки первые. Между прочим, первенцев редко огорчает рождение третьего ребенка. Они, очевидно, уже пережили чувство ревности после появления в семье второго ребенка и постепенно избавились от нее. Многих родителей поражает, что первенец, испытавший чрезмерную ревность ко второму ребенку, так любит третьего; теперь он чувствует себя словно бы любящим родителем, а не соперником. Этот пример с очевидностью свидетельствует, что тревоги ревности, если они не очень подавляют ребенка и постепенно проходят, могут быть и плодотворными: они укрепляют его уверенность в себе и морально подготовляют его к подобной же «угрозе» в будущем.

Хотя место ребенка в семье и важно, не меньшее значение для его воспитания имеет и царящая в доме атмосфера. Если это добродушно-веселая семья, в которой родители естественно относятся к рождению детей, тогда весьма вероятно, что каждый ребенок, каким бы он ни был по счету, будет чувствовать себя хорошо. Но многие из нас, родителей, имеют тенденцию противопоставлять одного ребенка другому; в этом случае дети, вероятнее всего, будут склонны к соперничеству.

Размер семьи в какой-то степени родствен этой проблеме. Обычно, чем больше семья, тем меньше каждый новорожденный нарушает ее прежнее равновесие. Заботы родителей здесь распределены между многими детьми, и это создает для каждого ребенка предпосылки к развитию своим естественным путем.

СТАРШИЙ РЕБЕНОК

Люди, как правило, рассматривают своего ребенка (и особенно первого) не столько как новую, самостоятельную, неизвестную индивидуальность, сколько как выражение самих себя. О, конечно, мы думаем о себе как об очень просвещенных, современных людях н делаем прекраснодушные заявления о том, что хотим видеть нашего ребенка развивающимся естественным путем и строящим жизнь по собственному разумению. Мы честны, когда говорим это. Но наша сущность, человеческая природа, которая так сильна в нас, обычно не хочет идти на уступки; мы склонны к тому, чтобы наш ребенок был похож на нас, но был бы при этом более красивым; чтобы у него были одинаковые с нами интересы и увлечения; чтобы, как и мы, он считал интересным и привлекательным те или иные вещи; чтобы он преуспевал в одной из областей, которая нравится нам.

Нас заботит не только эта, положительная сторона дела. Мы боимся, что наш ребенок будет слабым и непослушным там, где нас обычно считали такими, или будет неудачлив в тех областях, в которых мы терпели поражение.

Такая родительская оценка не всегда приносит ущерб детям. Однако, если отец настаивает на поступлении сына именно в тот колледж, в котором он сам учился, а у мальчика не лежит к этому душа, «забота» отца может плохо повлиять на сына.

Далеко не всегда родители относятся по-особому именно к первенцу; порою больше внимания уделяется второму или третьему ребенку. Это бывает в тех случаях, например, когда в семье уже есть два пли три мальчика и с нетерпением ждали девочку. Наконец-то родившаяся девочка становится объектом собой заботы, и у .нее может выработаться характер, подобный характеру единственного или первого ребенка.

СРЕДНИЙ РЕБЕНОК

Во многих семьях считают, что в наиболее выгодных условиях находится средний ребенок. Родители уже приобрели опыт во время воспитания первенца. Теперь они более уверены в себе. Многие матери говорили мне приблизительно следующее: «Со вторым так легко! Я совсем не беспокоюсь о нем. Я даже не задумываюсь о том, что делать. Я просто делаю то, что нужно, и всегда хорошо. Иногда я и муж думаем, что уделяем ему недостаточно внимания — мы так мало опекаем его. Но нашего ребенка это вполне устраивает. Он всегда занят и доволен своей жизнью. А когда ему нужно общение, он так трогателен, что никто не может ему отказать, даже прохожие на улице. Он очень любит, когда его ласкают, а это так не похоже на нашего первенца».

Вторые или последующие дети скорее, чем первый ребенок, начинают ладить со сверстниками. В. то же время они получают удовольствие от драк, особенно в возрасте от года до четырех лет (первый или единственный ребенок, если ему в раннем возрасте редко приходится общаться с другими детьми, обычно считает их довольно странными, глупыми и грубыми; ведь он сравнивает их со взрослыми, к которым он привык). Во многих семьях второй или последующий ребенок рано обнаруживает способность защищать себя. Если у него есть старший брат, который дразнит его, то до года он будет плакать при этом, а уже к полутора годам сумеет защитить себя, дать сдачи и будет драться как тигренок. Удивительно, как часто младший ребенок верховодит старшим и более сильным. Возможно, смелость младшего объясняется тем, что он не чувствует себя виноватым, в то время как старший всегда помнит наказы родителей: обижать младшего подло.

Но жизнь может быть нелегкой и для второго ребенка. Частой причиной недоразумений — особенно если в семье только двое детей и это два мальчика или две девочки — может быть постоянное, чрезмерное стремление младшего не отставать от первенца; обязательно залезть на дерево, если на него взобрался первый, получить новую шляпу, если ее купили старшей сестре, поиграть подольше с друзьями брата, даже если для этого придется пренебречь своими друзьями. Это соперничество может сделать младшего несчастным, но может и не доставлять ему огорчений, тогда как старшего оно всегда раздражает.

МЛАДШИЙ РЕБЕНОК

Мнения о положении младшего ребенка в семье расходятся. Библийская легенда об Иосифе, любимце отца, отвергнутом братьями и все-таки преуспевшем в жизни, типична для рассказов и мифов, показывающих, что судьба младших в семье всегда волновала человечество. Среди младших часто наблюдают две противоположные черты; с одной стороны, стремление догнать и превзойти старших, с другой — желание подольше оставаться маленьким.

У многих родителей заметно естественное стремление ослабить требовательность к ребенку, когда он становится старше и когда в семье появляются другие дети. Родители все больше понимают, что особое вмешательство и не требуется, потому что дети растут и развиваются, следуя собственным устремлениям и подсознательно используя желание родителей дать им как можно больше. К тому же родители уже устали до некоторой степени, воспитывая старших. Если они еще и знают, что это их последний ребенок, они хотят возможно дольше насладиться его детством. Все эти собранные воедино факторы показывают, почему обычно к младшим предъявляют меньше требований.

Иногда родители относятся с юмором к ребяческим проделкам младших и даже их поощряют, чего они не делали, воспитывая других своих детей. Человеку в любом возрасте трудно не поддаться чувству зависимости, не стать эгоцентричным и требовательным, если его балуют. Такое потворство сердит старших братьев и сестер. Младший же вовсе не стыдится своих привилегий; наоборот, желая остаться объектом чрезмерного внимания родителей, он готов терпеть плохое отношение к себе старших детей. Это превращает некоторых младших детей в избалованных существ, не желающих хорошо трудиться.

С другой стороны, невмешательство родителей и их огромная любовь (если она не сопровождается сюсюканьем) могут воспитать в младшем уверенность в себе, которая поможет ему использовать свои способности до конца. Тогда, если младшему ребенку свойственно чувство соревнования и стремление догнать своих старших братьев и сестер, он сможет добиться успеха в жизни.

По материалам журнала «Семья и школа», 1971 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
© 2024 Учитель немецкого  Войти