А. Ф. Иванов: Жизнь в профессии

фото биография цитаты педагога Иванова А. Ф.Вот уже несколько лет подряд в середине марта в Мятлевской средней школе, что в Калужской области, проводится областная научно-практическая педагогическая конференция, посвященная памяти народного учителя России А. Ф. Иванова. Эта школа выбрана не случайно: 60 лет жизни отдал Александр Федорович Мятлевской школе.

А. Ф. Иванов: Биография

Свою трудовую деятельность он начинал с учителя истории и обществознания, а с 1958 по 2009 г являлся ее директором. За это время мало кому известная сельская школа стала одной из лучших, она приобрела статус всесоюзной экспериментальной площадки. Именно в Мятлевской средней школе впервые была апробирована программа школы полного дня. За опытом в Мятлево приезжали педагоги не только со всей страны, но и из-за рубежа.

А. Ф. Иванов стал одним из ведущих современных ученых-педагогов по проблемам сельской школы, который при этом не переставал оставаться учителем-практиком. Несмотря на множество своих регалий, а Александр Федорович являлся доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии образования, автором многочисленных работ по различным вопросам педагогики, Почетным гражданином Калужской области, членом Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования, имеющий множество отраслевых и правительственных наград, он оставался скромным человеком, верным своей родной школе, своему поселку. Он всегда гордился своими крестьянскими корнями и не желал менять скромный школьный директорский кабинет на кресло чиновника, считал, что только непосредственно общаясь с детьми, можно понять детскую психологию, построить процесс воспитания. Личность ребенка всегда была на первом месте, а школа, по мнению Александра Федоровича, должна для ученика стать «домом радости».

Поиск А. Ф. Ивановым новых путей совершенствования процесса обучения учащихся, их воспитания и развития в сельских условиях привел педагогов школы во главе с директором к созданию особой творческой образовательной среды, где, используя потенциал учебных дисциплин, системы внеурочной и внеклассной работы, каждый учащийся может найти свою стезю, получить начальные навыки профессии, обрести качества, помогающие достигать успеха не только в школе, но и в дальнейшей его жизни.

А.Ф.Иванов считал, что школа полного дня является прекрасной атмосферой для сотрудничества и сотворчества в судьбе каждого ученика. Здесь создаются все условия, чтобы учащийся мог самостоятельно овладевать знаниями, гармонично развиваться. Именно в школе закладывается настоящее и будущее страны.
Для Александра Федоровича не было плохих детей. Педагогов школы он призывал принимать ребенка таким, какой он есть, трудный это подросток или нет. Задача учителя – понять ученика, войти в его положение. Это обязательно приведет к успеху.

школа носит славное имя педагога А. Ф. ИвановаНа уважении к человеку, даже самому маленькому и несмышленому, была построена педагогика Иванова – будь то теория или практика. Школа под его руководством стала не просто учреждением образования, а настоящим Домом Радости. Может именно поэтому и по сей день не забывают благодарные ученики своего мудрого учителя и наставника, стараются в день памяти приехать в поселок, поклониться его могиле, посетить школу, которая с гордостью носит имя Иванова.

Цитаты педагога Иванова о воспитании и развитии ребенка:

  • Победить зло можно только добром. А приносить детям добро и радость есть вершина педагогической культуры и этики.
  • Когда я выхожу из дома, мне навстречу бегут ребятишки. Иду по улице — все меня знают, я всех знаю. И эта связь между людьми, нормальная, добрая, теплая, и есть смысл моей долгой учительской жизни.
  • Любить ребенка — значит защищать его от зла, которого еще немало в жизни. Ни учитель, ни директор не в силах изменить противоречивую сущность осложнившегося бытия. Трудно оградить ребенка и от растлевающей душу информации, которую несут им не только улица, но и радио, и телеэкран, и средства массовой информации. Обман, нечестность, эгоизм, жестокость, цинизм — этой «подпитки» более чем достаточно. Такова ныне наша среда обитания. И оградить от этого ученика практически невозможно, но поддержать его в трудную минуту школа обязана. Форм и методов защитного воспитания много, но суть сводится к тому, чтобы привить ребенку чувство собственного достоинства, способность сопереживать, дружить, любить, а с другой стороны, защитив, школа обязана еще и открыть перед ребенком «посильные трудности», которые тот должен научиться преодолевать, и при этом осознавать нравственную ответственность за все происходящее вокруг.
  • Уроки, обязательные задания иногда утомляют школьника (особенно в старших классах). Значит, остальное время должно послужить ему не просто бездумной отдушиной, средоточием лени, но развитию его личности. Ты — ребенок. Но не забывай, что скоро станешь взрослым. Деятельность, которая необходима для развития творческих (именно творческих, а не исполнительских!) способностей в детском возрасте, не исчерпывается пустой бездумной активностью. Нужна деятельность для ума, требующая находчивости, сообразительности. Другими словами: работают руки, а ум решает. Руки учат разум. Дать детям радость успеха в учении — это заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, души которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Педагог должен стремиться к тому, чтобы каждый его воспитанник пережил хоть однажды радость творчества.
  • В школе определяющая роль принадлежит учителю. Безусловно, на ученика влияют семья, среда, в которой он живет, общество, но в школе очень многое зависит от личности учителя. Жаль, что в последние годы он находится в очень тяжелом материальном и социальном положении, и дети это видят. Они не могут не измениться… Учителю сейчас нужно очень много сил, чтобы работать в школе, оставаться непререкаемым авторитетом для учеников. Стала ли для детей школа домом радости? Предвижу сомнение: а может ли быть такой школа? Ведь главная ее задача — учить и воспитывать. Это непростое дело. И многие (не без основания) считают, что здесь без строгости не обойтись. И строжат. Взрослые выдвигают требования, а дети обязаны неукоснительно выполнять правила и предписания. Все, казалось бы, логично. Ан нет. В жизни так не бывает. Конечно, таким путем можно добиться определенных успехов в успеваемости и в поведении школьников. Но способствует ли «метод диктата» раскрытию всех сторон, задатков личности ребенка, обеспечивает ли всестороннее развитие личности? Думаю, нет. Интересы воспитания детей обязывают педагогические коллективы перестроить всю внутреннюю жизнь школы, создать в ней стиль отношений, основанный на глубоком уважении личности ученика, доверии, душевной теплоте, понимании возможностей и запросов ребенка.
  • Школа полного дня означает, что большую часть времени дети общаются не с родственниками, а с учителями, воспитателями, руководителями кружков. Представьте себе, что ребенок не нашел должного контакта с одним из них. Тогда дни в стенах школы превратятся для него в насильственное отбывание. Учитель должен принимать ребенка таким, какой он есть. Его задача состоит в том, чтобы войти в положение ученика, понять его. Только тогда можно добиться успеха.
  • Сложившаяся ситуация в сельских школах России обусловливает выход на качественно новый уровень — интеграцию с сельским социумом. Четко обозначилась тенденция к интеграции школы с внешкольными учреждениями и организациями культуры, что вызывает к жизни новые структуры, обладающие более высокой производительной эффективностью по сравнению с традиционными.
  • Интеграция школы со средой вызывает глубокие изменения в содержании, формах, методах обучения и воспитания, усиливая акцент на подготовку молодежи к сельскому образу жизни в качестве умных, полных достоинства и самоуважения людей. Подъем села через радикальные изменения производства, всей социальной инфраструктуры и, главное, человека потребует длительного времени.
  • Историческая значимость задачи возрождения села, сложность проблем, возникающих в ходе ее решения, четко проявившаяся в последнее десятилетие специфика развития образования в сельской местности, теоретический и практический опыт обновления сельской школы диктуют необходимость выделения в современном педагогическом знании особой области — педагогики развития сельской школы со своим предметом, идеями, подходами, концепциями, категорийным и терминологическим аппаратом.
  • Одним из перспективных путей решения этой проблемы является совершенствование организационно-педагогической структуры школы. Она должна позволять охватить целенаправленным педагогическим влиянием не только учебную работу, но и время школьников во второй половине дня. Это время наиболее благоприятных возможностей для проявления разносторонних качеств личности, когда в группах по интересам складываются особые отношения между школьниками и взрослыми.
  • Особого внимания требует и трудовое воспитание сельских школьников. Роль семьи в приобщении детей с ранних лет к труду по-прежнему велика. Однако быстро прогрессирующий процесс урбанизации сельской семьи уменьшает необходимость привлечения детей к домашней работе взрослых. Безусловно, только школа, используя помощь семьи, может организовать коллективный общественно полезный, производительный сельскохозяйственный труд на базе современной техники и достижений науки. Решение этой задачи также вызывает необходимость обогащения урочной, а тем более внеурочной работы с детьми.
  • Все это обусловливает создание такого режима школьного дня, который оказывает систематическую помощь семье, позволяет эффективно решать задачу всестороннего развития личности, комплексно подходя к обучению и воспитанию. Новый режим является одним из перспективных путей развития сельской школы, совершенствования ее организационно-педагогической структуры, позволяющей значительно повысить уровень общего развития детей, стимулировать педагогическое творчество.
  • Школа — страна Вечной Весны. Там, где мы обогрели ум и сердце ребенка, появляются первые проталинки и человек пробуждается к настоящей, дружной весне своей жизни. И это красивое время его жизни мы проживаем вместе с ним.

дети бегут в школу

Автор статьи: Кузьмина Светлана Викторовна, г. Калуга

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика
© 2017 Учитель немецкого  Войти